Мы приходим в этот мир и уходим из него, а время неумолимо движется. «Есть только миг между прошлым и будущим…» — пелось в советском шлягере. Каждый миг, каждую секунду сосчитать нам помогают хронометры. В этом году полуторавековой юбилей отметят главные городские часы. Перекресток Ленина и Гончарова, место узнаваемое, место встречи — под часами. Сегодня трудно представить Дом Гончарова без башенки с циферблатом. Однако свое место механизм занял лишь в 1974 году. До этого городские часы располагались на колокольне Спасо-Вознесенского собора, разрушенном в 30-е годы ХХ века.
Горожане прозвали часы «Биг-Беном», сотрудники центра-музея Ивана Гончарова с любовью называют «наши часы». Именно эти слова лучше всего передают общее отношение ульяновцев к заслуженному символу города – дважды рожденному, пережившему два исторических перелома, но неизменно идущему в ногу со временем.
На память о самом молодом симбирском губернаторе Владимире Орлове-Давыдове, оставившем пост в 1868 году по состоянию здоровья, его отец, граф Владимир Петрович, подарил городу уникальные часы.
Антон ШАБАЛКИН
ВЕДУЩИЙ АРХИВИСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
По весне 1869 года часы — а это первые в городе были часы с боем, то есть куранты — были установлены механиком Линдштедом на колокольню Спасо-Вознесенского собора, так сказать, высшую точку в центре города. И первоначально было два только циферблата.
Механизм собрали в Англии – фирма «Кук и сыновья». В областном архиве хранится уникальный документ — чертеж Спасо-Вознесенского собора в разрезе, на нем отмечен механизм, колокол и гири. В тридцатые годы и собор, и колокольню разрушили, но смотритель часов Николай Кудрявцев бережно разобрал английский механизм, законсервировал его и упаковал. Более тридцати лет детали хранились в подвале Горисполкома. Когда встал вопрос о возрождении часов, пружины и шестеренки практически не утратили работоспособности.
Антонина ЛОБКАРЕВА
СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА-МУЗЕЯ И.А. ГОНЧАРОВА
Творческая группа приборостроительного завода ульяновского занималась восстановлением часов, она была специально создана для этого. Перед ними была поставлена задача: механические часы превратить в электрические. Сейчас наши часы работают от электропривода.
Семья Гончаровых — прихожане Спасо-Вознесенского, в этом соборе крестили и новорожденного Ивана Александровича. Поэтому часы с колокольни горожане решили подарить музею в честь писателя. Башенка органично вписалась в архитектурный облик города, а у часов появился третий циферблат. Поначалу механизм капризничал, приходилось постоянно корректировать стрелки. Обслуживанием часов долгие годы занимался Анатолий Иванович Фролов, и у смотрителя были свои подходы к поставленной задаче.
Антон ШАБАЛКИН
ВЕДУЩИЙ АРХИВИСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
У Анатолия Ивановича — множество блокнотиков, где он отмечал скрупулезно каждый день, насколько отстала, насколько убежала вперед стрелка. А когда я его спросил однажды, по какому такому сверхточному хронометру он ставит часы, он говорит: «Да вот, по этим своим наручным. Я их вечером по программе «Время», по заставке из часов выверяю и пускаю».
В 70-е годы Анатолий Иванович возглавлял ту самую творческую группу, с тех пор часы без преувеличения стали членом его семьи. Сегодня мастеру 88 лет, следить за состоянием «здоровья» англичанина он доверил своему сыну, а сам приходит в гости, поговорить с механизмом. Часы живые, со своим характером, со своими привычками и особыми требованиями.
Антонина ЛОБКАРЕВА
СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА-МУЗЕЯ И.А. ГОНЧАРОВА
Здесь должна быть определенная температура, чтобы часы нормально работали. Если очень жарко — они ленятся, как говорит нам смотритель часов Анатолий Иванович Фролов, они начинают медленнее идти. А если холодно, то они, наоборот, стараются согреться.
На памяти сотрудников музея городские часы останавливались дважды. В 2010 году замереть стрелки заставил сильный снегопад, два года спустя — в день смерти супруги смотрителя — словно мистическое совпадение. Реликвия нашего города, «хранитель времени» и его свидетель, объединивший историю двух семейств — симбирян Гончаровых и ульяновцев Фроловых. Часы на Доме Гончарова продолжают идти и готовы подсказать время новым поколениям.
Вера Мещерякова, Иван Демидов. Репортёр 73
Добавить комментарий