Смотреть

СОВЕТСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В НОРВЕГИИ

Малоизвестная в России широкой публике история Второй Мировой Войны: советские военнопленные в Норвегии. Оккупированное Гитлеровской Германией королевство за считанные месяцы покрылось сетью трудовых лагерей, трудились в которых среди прочих и взятые в плен бойцы и командиры Красной армии. Более 500 сотен точек на карте страны, в среднем по одной на каждые 80 километров — лагерная система составляла одну из опор для нацисткой военной машины, выбирая из норвежской земли ценные природные ископаемые.

В эту же землю легли почти 14 тысяч солдат и офицеров из Советского союза. О трагической истории длительностью в несколько лет — одной из тысяч страниц в списках преступлений нацистского режима рассказывает выставка, открывшаяся в Ульяновском областном краеведческом музее.


Плен, как неотъемлемая часть любой войны. Испытание тела. испытание духа: перелом личности или напротив, её становление. Плен, как система подавления воли, как инструмент для достижения за счёт сил противника собственных экономических интересов — пожалуй только в 20 веке эта сторона вооружённых конфликтов развернулась в полную силу. А нацистская Германия и её традиционный немецкий орднунг превратили плен в Молох, механизм перемалывающий и пожирающий.

Валерия ЛОСЕВА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Много воспоминаний употреблено при создании этой выставки, что норвежцы удивлялись в каком физически ужасном состоянии находятся люди и как светятся их глаза, как дружелюбны они и так далее.

Война пришла в Норвегию в 1940-м. Недолгое сопротивление и вот уже на земле, богатой ценными полезными ископаемыми господствует враг. Враг перестраивает экономику страны под свои нужды. Враг развязывает очередную мясорубку, теперь на Востоке. Враг, пользуясь внезапностью, одерживает первые победы и трудовые лагеря наполняются тысячами людей, говорящих на практически незнакомых коренным норвежцам языках.

Евгений ЛУКОВКИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
Для многих посетителей этой выставки в Ульяновске неожиданной стала вот эта карточка, на которой запечатлён наш земляк Табаков Григорий Семёнович из Тереньгульского района. Он попал в плен 25 мая 42 года и скончался в одном из трудовых норвежских лагерей 22 августа 43-го.

Среди каточек военнопленных и фотографий с бараками, рудниками, колючей проволокой есть и примеры изготовленных советскими военнопленными поделок, которые они дарили или выменивали на еду. Бежавшие заключённые находили приют в домах норвежцев. Большинство местных жителей, так и не ставших коллаборационистами, вопреки всем усилиям оккупационной администрации, в меру своих сил старались помочь исхудавшим от каторжного труда пленникам.

Эрик БЕРГЕН
ВТОРОЙ СЕКРЕТАРЬ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПОСОЛЬСТВА НОРВЕГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Норвежцы очень хорошо относились к советским военнопленным и многие старались как можно больше помочь. Например доставлять еду и одежду, потому что в Норвегии, как и в Ульяновске, бывает холодно. Так что старались помочь и хорошо относились.

Выставка передает человеческую боль, которая не может не тронуть. Пронизывающие взгляды на фотографиях, как призыв к нам, живущим сейчас: «Нет войне!».

Добавить комментарий

Прокомментировать