Смотреть

ПОБАСТОВАЛИ И БАСТА? ТАКСИСТЫ В СПОРЕ С АГРЕГАТОРОМ

Отечественный рынок такси всегда был сложным и закрытым. Ульяновский – аналогично. Эксперты крайне неохотно соглашаются давать ему оценку и говорить о распределении долей между игроками. Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Мобилизация рынка такси принесла выгоду городу, пользователям, посредникам — всем, кроме самих водителей — утверждают те, кому из-за демпинга приходится работать больше за меньшие деньги.


Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Мы уже рассказывали, что стать таксистом может любой, забив в специальные поля на сайтах агрегаторов свои или вымышленные данные. Это сводит на нет безопасность перевозки, зато позволяет любому получить работу. Ведущие агрегаторы не имеют даже офиса и диспетчерской, переведя все в чистый онлайн. Виртуальная реальность выгодна при устройстве – не нужно специальных документов и допусков, чтобы возить людей, нет предрейсового контроля машины и водителя, однако за любое удовольствие надо платить. И платить приходится в том числе и водителю.

Павел ПОЛОВОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» — в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях. Сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

Забастовка, прошедшая месяц назад в Ульяновске особых плодов не принесла. Заказать такси стало по факту сложнее, водителям тоже легче не стало.

Влад КАТАЛЫМОВ
ТАКСИСТ
Основного результата, которого требовали, чтобы водители видели, куда они поедут, мы не получили. Но случился такой сдвиг – увеличение цены, то есть «Яндекс-такси» увеличили цену: если раньше было 9 рублей за километр, то теперь цена за километр в экономе 12 рублей за километр.

Теперь таксист просто никуда не едет, пока ему не перезвонит потенциальный пассажир и не расскажет, куда, когда и почем собирается ехать. Кроме того, стало дороже, но не безопаснее. Водитель по-прежнему не знает, куда и кто его заказал. Пассажир, если что-то случится, врятли сможет что-то получить с онлайн-сервиса. В Москве сейчас некоторое брожение как раз по поводу ДТП и отсутствия страховки пассажира агрегатором. Закон о такси должен быть доработан.

Влад КАТАЛЫМОВ
ТАКСИСТ
Происходит это из-за того, что Яндекс не является таксопарком, он является сервисом, который оказывает информационные услуги. Соответственно, когда пассажир пытается найти таксопарки, которые, якобы, партнеры Яндекса, которых тысячи по всей стране, они просто моментом закрываются и корни их найти никто не может. Водители там работают по каким-то чужим правам, водителей, соответственно, после этих ДТП также найти невозможно.

В случае, если инициатива пассажиров-москвичей получит господдержку, агрегаторам придется тщательнее следить за тем, кто, как и кого возит, под эгидой того или иного онлайн-информатора.

Влад КАТАЛЫМОВ
ТАКСИСТ
То есть более внимательно относиться к документации, проверять лицензии, проверять путевые листы, соответственно, делать это не так, как сейчас происходит. Вот, пару недель назад из эксперимента, попробовали в «Яндекс-такси» зарегистрировать собаку. И, как бы, без проблем, удалось зарегистрировать собаку, она работала без проблем.

Вымышленные работники такси – это не предел виртуальной нереальности. Адрес, указанный на официальном сайте агрегатора, вполне созвучен слогану «Нереальное такси», в реальности его не существует.

Павел ПОЛОВОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
На сайте «Яндекс-такси» офис, расположенный в Ульяновске, обозначен адресом Московское шоссе 110. Карта «2-ГИС» дает последний дом на Московском шоссе 109. Торговый центр – 108 дом. По логике вещей, 110 мог бы быть вот этим домом, но это тоже 108, только с буквой.

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки отвечают за автомобили и водителей, гибкие технологические компании — за маркетинг, продажи и логистику. Это – теория. Практика иная. Оператору, судя по отсутствию законотворческих инициатив, нынешнее положение нравится, водителям и пассажирам – нет. К 2015 году технологическое сотрудничество помогло преодолеть кризис отрасли такси, что будет с рынком теперь, не знает никто.

 

Павел Половов, Константин Никитин, Иван Демидов, Репортер 73

Добавить комментарий

Прокомментировать