Доспех эпохи Золотой Орды найденный в Ульяновской области представили сегодня на суд специалистов межрегиональной конференции совета музеев ПФО «Итоги краеведческого года. История и современность Среднего Поволжья».
Чудом уцелевший, после изъятия его из земли «чёрным археологом» комплекс из более чем 50-ти элементов очень похож на аналогичные находки в Торжке и территориях, принадлежавших когда-то Новгородской республике.
Везти в музей Гончарова из Сенгилеевского музея весь комплекс из 52 целых и 36 частично сохранившихся пластин не было никакого смысла — во-первых находка нуждается в реставрации и максимально бережном отношении, с переездами лучше повременить, во-вторых современные технологии помогают: на презентации виден и комплекс в сборе, и отдельные детали и аналогии, ориентируясь на которые можно уверенно утверждать — какой эпохе принадлежит «чешуя» древнего воина. Высота отдельных чешуек 51-52 миллиметра, ширина — от 41 до 47. Место находки: недалеко от Каранинского селища №7, которое относится к более ранней эпохе, но недалеко от этого места есть множество селищ периода Волжской Булгарии.
Юрий КРЫЛОВ
ХРАНИТЕЛЬ ФОНДОВ СЕНГИЛЕЕВСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
В 1236 году Волжская Булгария была разграблена воинами хана Батыя, а вскоре, в 40-х годах, волжские булгары подняли восстание. И вполне возможно, что характером этого восстания является вот этот доспех.
Но кому он принадлежал точно? Судя по аналогичным находкам в пределах одной только России такой тип доспеха наиболее популярен у многих народов того времени (в 13-14 веках), то есть изготовлен он точно в этом промежутке. Однако, сам по себе стальной чешуйчатый панцирь был дорогим удовольствием и история знает множество примеров использования «устаревших моделей доспеха» через 60-70 лет после прекращения их выпуска. Плюс к этому доспех всегда был самой лакомой частью военной добычи (более дорогой чем оружие), поэтому пока что историки только выдвигают версии и строят предположения.
Марат ГИСМАТУЛЛИН
СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ИСТОРИИ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Данный доспех принадлежал воину Золотой Орды, воину невысокого ранга, учитывая многонациональный состав государства Золотая Орда, мы конечно не можем говорить об этнической принадлежности этого воина. Он, конечно, мог быть и булгарином, и монголом, это мог быть алан или мордовский воин, воин русского происхождения.
Дешевле кольчуги, по крепости — примерно такой же. Не смотря на древность изделия в прагматизме и логике изготовителям комплекса не откажешь. Павел Золотарёв демонстрирует похожий доспех, сделанный по чертежам аналогичного изделия из Торжка. Такой доспех оставляет телу свободу движений, надёжно прикрывая владельца от смертоносных стрел, копий, топоров, мечей и прочего арсенала эпохи. Каждая чешуйка крепится к основе клёпкой (ближе к центру) и дополнительно, по верхнему краю — шнуром.
Павел ЗОЛОТАРЁВ
УЧАСТНИК ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА «ВАРЯГ»
Ближе к центру, чтобы она не мешала и не перерезала коду или шерстяную основу, которая будет врезаться от нижней пластины к верхней. Если использовать большие пластины нужен большой расход металла, а здесь можно из обрезков практически, если брать даже найденные пластины, то собрать гораздо проще.
Из целиковой прокованной пластины вырезались чешуйки доспеха. Рихтовались напильником, отверстия делались пробойником. По этому же принципу создавалась защита бёдер и плечей. Доспех становился тяжелее, но и защита выше. Представленный собранный панцирь весит до 5 килограммов. Что касается находки, то
Юрий КРЫЛОВ
ХРАНИТЕЛЬ ФОНДОВ СЕНГИЛЕЕВСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
По количеству пластин можно предположить, что это был неполный доспех, а защищал только грудь и живот воина. Основа его была, скорее всего, кожаная, о чём могут сказать заклёпки на пластинах и приблизительно толщина этой кожаной подложки была 3-4 миллиметра.
Иметь такой экспонат сегодня почтёт за честь любой музей России, а не только Поволжья. Но приоритет владения — за Сенгилеевским районным краеведческим. Хотя сегодня дло даже не в приоритете, а в сохранении доспешного комплекса — железо «умирает» на воздухе, пожираемое ржавчиной. А это значит, что впереди ещё много работы по реставрации, укреплению и сохранению ценного источника исторических знаний.
Евгений Луковкин, Иван Демидов, Репортёр73
Добавить комментарий