Человек научился помещать огонь под глиняный свод ещё в каменном веке, но знакомый нам облик русская печь получила уже в 18-м столетии. Значимость ее тогда трудно переоценить, и даже при закладке дома будущие хозяева сначала определяли — где будет стоять она, печка, и только потом делали планировку остальных помещений. Так, по одной из версий, собственно, и зародилось знаменитое высказывание «плясать от печки».
Ну а героиня нашего репортажа, жительница Солдатской Ташлы Нина Кузнецова от печки… поёт. А в печке печет. До сих пор. Татьяна Дамаданова пробовала, знает.
Есть плита — да не та. Сердце жительницы Солдатской Ташлы Нины Кузнецовой отдано традиционной русской печи. Так уж повелось с детства, которое провела в Чувашии, в деревне.
Нина КУЗНЕЦОВА
В то время у всех печи были, не было же газа. Это вы, городские, не знаете печь, а у нас мама рано умерла, в 12 лет я без мамы осталась. Мы уж сами хлеб пекли, в магазин не привозили хлеб.
Мастерство обращения с русской печью — «капризницей» Нина Петровна перенимала у бабушки Кати, а позже у свекрови и соседки. Самое трудоёмкое — предварительная подготовка, этакий «настрой» на предстоящее кулинарное действо. Зато потом — пироги в печи пекутся буквально за 15 минут, а пышность и вкус — на зависть и удивление! В этой семье особо уважают выпечку с капустой, мясом и творогом.
— Ну вот четыре пирога с такой начинкой, 4 с другой.
— Враз улетает?
— До обеда нет.
Рецепт «печных» пирогов, по сути, — семейная реликвия. Так что для нас Нина Петровна озвучивает, можно сказать, от души отрывая:
Нина КУЗНЕЦОВА
Пол литра молока, пол литра горячей воды, стакан масла подсолнечного. Стакан песка, столовая ложка соли, дрожжи, если сырые — маленькую пачку. Всё, замешиваю крутое тесто.
Справедливости ради, печь Нина Петровна использует исключительно пирогов ради. Но это сейчас, а прежде там томились и картошка, и щи, и каша:
— Гречки в наше время не было, рис был. Но большинство вот пшеничная крупа, сами мололи. Вкусная, бабушка на этих, на свиных ребрышках делала.
Нине Петровне к труду не привыкать: с 15-ти лет в доярках на молочно-товарной ферме, доросла до бригадира. Когда в лихих 90-х совхоз развалился — устроилась на почту. Параллельно с работой успела и замуж выйти, и детей вырастить, и без печи, кстати, какое-то время, после переезда пожить. Но когда сын получил первую зарплату и отдал ей — догадались, на что потратила?! Правильно, пригласила печника. Режим интенсива и жёсткой экономии сказывается по сей день: даже золе теперь уже бабушка и даже дважды прабабушка находит применение:
— Это росток. Малину я посадила ремонтантную.
Тут всё по канонам, по традициям. Печь в доме, земли надел аж в пятьдесят соток, скотина.
— Звездуль, звездуль..на, иди.
Отдушина — кулинария и пение. Сколько себя помнит, Нина Кузнецова — при хоре, и сейчас в местном вокальном ансамбле «Журавушки» солирует, репертуар разнообразный:
— То есть, может любая ваша девочка прийти и сказать: давайте споем.
— Ну да.
— У нас говорит, Нинусь, запевай, вот я и запеваю.
По традиции, после каждого концерта — застолье. С пирогами от Нинуси. Это уже бренд.
Татьяна ДАМАДАНОВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
А вообще русский народ как говорил: русская печь она и греет и кормит, и лечит. В ней готовили всевозможные яства, сушили овощи, сушили одежду, а еще, представьте, использовали в качестве бани. Потому что она была внушительных размеров, и в неё с легкостью мог поместиться как ребенок, так и человек взрослый. Ну а сегодня возможность полежать на русской печи — это из разряда ретро фарта. И нам очень повезло, поэтому загадаем желание, наверняка сбудется.
Татьяна Дамаданова, Алексей Юферев
Добавить комментарий