Смотреть

Лабиринты Кадетского корпуса

Бывшее здание суворовского училища — и по сей день точка споров, дискуссий, фантазий и… тайн. Симбирский дворец, альма-матер героев-танкистов — огромная постройка уже два года находится на балансе города, но до конца так и не изучена.

Исследованием бывшего кадетского занимается группа добровольцев. Недавно они вместе со специалистами гражданской защиты и представителем прокуратуры спустились в подвалы строения-гиганта. Вместе с ними прошёл тёмными залами и наш корреспондент — Вячеслав Новожилов.


Игорь ВОЕВОДИН
СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Мы берём план сегодняшний. Вот она — стена первого этажа, ничего никуда не переносилось. Вот они — один в один. Теперь берём планы подвалов и мы вдруг видим, что вот эта стена в подвале она почему-то сюда сдвинута. Почему? И отсутствует фундаментная стена вот здесь.

В руках Игоря Воеводина — две карты бывшего Кадетского корпуса. Одна — современная, составлена бюро технической инвентаризации. Вторая — царских времён, из архива Министерства обороны.

Игорь ВОЕВОДИН
СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
— Военный инженер составил в 1908 году эту схему и на ней чётко отражены все помещения, которые находятся, и почему говорю, что она актуальна — потому что, если мы пройдём в этот корпус, то вы увидите, что всё здесь соответствует.
— А на том плане этого нет?
— Вообще нет. Вот, видите, здесь вообще ничего нет.

Чтобы сверить две схемы, у здания Кадетского корпуса собрались краеведы, представители надзорных органов и прокуратуры. По словам Игоря Воеводина, под бывшей территорией Суворовского также могут быть скрыты подземные тоннели — прежде канализационные, после — технические. По одной из версий — они могли вести в современные здания драмтеатра и ленинской администрации. Чтобы найти следы проходов, мы спустились в одно из подвальных помещений. Ещё недавно оно служило овощехранилищем.

Дмитрий НЕЦВЕТАЕВ
АРХИТЕКТОР
— Сводчатый там дальше. Это же новая стенка.
— То есть здесь наслоения веков такие: что-то в советское время пристраивали, что-то ещё позже?
— Ага.

Всё вот это — новодел такой трухлявый. И это тоже.

Ранее — широкие залы, теперь — узкие катакомбы. Исследование затрудняет множество перегородок — как хлипких, так и основательных, кирпичных. После бывшего овощехранилища мы отправились в подземелья правого крыла. Там — та же картина.

Вот смотрите — вот перегородка, вот она. Кажется, что она капитальная полностью, а фактически она не капитальная, то есть здесь кирпичом заложено и этот проём существующий его отсюда не видно, а он есть.

Наш оператор Максим Архипов вместе с помощником прокурора Ленинского района по тесным техническим тоннелям преодолел расстояние от правого крыла до центра здания. Тем самым доказав неточности карты современной, по которой здесь — белые пятна.

Игорь ВОЕВОДИН
СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Мельникова сказала: мы руководствуемся планом БТИ при проведении конкурса. Что у вас там есть, какие схемы, какого года — нас вообще не интересует. Ну, как же не интересует? Мы рассматриваем объект культурного наследия федерального значения. И поэтому надо сначала понять, к чему вы прикасаетесь.

Александр ЛЕОНТЬЕВ
ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
По результатам обследования этого здания также было установлено наличие нескольких ходов, в которых проходят инженерные коммуникации, вместе с тем надзорные мероприятия будут продолжены, так как каких-либо подземных ходов, ведущих в другие здания от здания суворовского училища, в настоящее время не установлено. Ситуация находится на контроле района, соответственно, проверка будет продолжена до полного установления фактических обстоятельств.

Игорь ВОЕВОДИН
СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Прокуратура ставила задачей обнаружить выходы из подвала в подземные ходы — это сделать на сегодня фактически невозможно, так как мы сегодня установили, что проходы внутри подвала они в основном заложены кирпичом.

Неисследованным остаётся левое крыло здания. Доступ туда пока получить не удалось. На старой карте здесь — такие же просторные залы, на чьих крепких сводах покоятся три этажа сверху. Они, если следовать карте новой, просто висят в воздухе без всяких опор.

Игорь ВОЕВОДИН
СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
По хорошему необходимы люди, которые занимаются такой работой, где они могут там определить ультразвуком ширину этой кладки и обнаружить, в каких местах можно открывать и можно проходить.

Уже два года бывший Кадетский корпус и территория вокруг находятся в ведении городской администрации. За это время мэрия не смогла и малого — сверить планы и в деталях изучить, что за объект им достался. О каком ремонте, консервации и, упаси прокуратура, развитии тут идёт речь — вопрос риторический.

Вячеслав Новожилов, Максим Архипов, Репортёр 73

Добавить комментарий

Прокомментировать