Смотреть

Поисковое движение — долг перед предками

Ульяновские поисковики приступили к работе на территории братской Белоруссии. В деревне Зломное в Жлобинском районе Гомельской области участники экспедиции по всем археологическим правилам проводят эксгумацию бойцов на госпитальном захоронении.

Долгие годы за этим местом ухаживали местные жители, однако задача поисковиков — поднять погибших бойцов, чтобы похоронить их с воинскими почестями. Мой коллега Евгений Луковкин поделился кадрами с вахты памяти. Подробности — в нашем следующем материале.


Золотые поля, бескрайние синие дали. Трудно поверить, что 80 с лишним лет назад земля здесь — горела, а неба не было видно из-за густого дыма.

Любовь БАДИЛОВСКАЯ
ЖИТЕЛЬНИЦА ДЕРЕВНИ ЗЛОМНОЕ
Пока по болотам мы тут пробирались, немцы впереди кричат «Halt, Halt!», а там карьеры торфяные были, торф резали мы. И они заполнены были водой, но на краях были кусты. Бабушка схватила эту Лиду, мою старшую сестру, и бросилась с ней в эту яму, под этот куст. И этим сохранила себе жизнь, потому что некоторых туда угнали, кого-то по пути пристрелили.

Молох войны прошёлся по Гомельской области сперва в 41-м, во время немецкого наступления, после — в 43-м. Тогда эту землю освобождали в ходе операции «Багратион».

Любовь БАДИЛОВСКАЯ
ЖИТЕЛЬНИЦА ДЕРЕВНИ ЗЛОМНОЕ
Приходили сюда, смотрели, как хоронят привозящих с линии фронта во время операции «Багратион». Здесь, под Мормалем, недалеко, километрах в 20-и, шли очень серьёзные бои, поэтому раненых и убитых привозили сюда. Раненых — в госпиталь здесь, в доме, на улице, а убитых уже в захоронения. Выкопаны были свежие могилы.

Поднимаем сначала этого бойца. Вот у него голова, на боку, вот его плечи, руки. Рука одна, вторая и ноги, одна нога и вторая под его ногой. И под ним ещё один боец лежит, он тоже полностью. Его хорошо видно, лежит на боку.

Ульяновские и белорусские поисковики уже третий день поднимают из земли, вытягивают из забвения солдат и офицеров Красной армии.

Дарья ЛУНИНА
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЖЛОБИНСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Мы в первую очередь занимаемся 154-й дивизией ульяновской. Ребята приезжают уже третий год к нам, у нас замечательные отношения. Мы были в гостях в Ульяновске, в Димитровграде и вот уже третий год к нам на вахту памяти приезжают ульяновские поисковики.

Сергей ВДОВИН
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ»
Именно сегодня, сейчас мы занимаемся подъёмом, предположительно, госпитального захоронения. В яме на данный момент находятся порядка пяти бойцов Красной армии.

Любовь БАДИЛОВСКАЯ
ЖИТЕЛЬНИЦА ДЕРЕВНИ ЗЛОМНОЕ
Раненые, у которых были ампутированы руки, ноги… я не знаю, чем они там пилили, потому что кричали, наверное, не было обезболивающего и «мама-мама» всю ночь слышались крики. Я не знаю, как выдерживали эти оперирующие врачи.

Рабочий стол для поисковиков — квадрат белорусской земли. Земли — мягкой, оттого и копать легко.

— Это же одна нога получается, да?
— Боком лежит.
— В правом боку — вторая нога там.
— Почему: если он лежит на спине, то таз вот.

Первого бойца обнаружил Хайдар Сагиров из Чердаклинского района. Это — его четвёртая вахта. Поисковое движение для него — долг перед предком, погибшим в годы войны в Прибалтике.

Хайдар САГИРОВ
ЧЛЕН ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «ПАТРИОТ» (ЧЕРДАКЛИНСКИЙ РАЙОН)
Я в основном занимаюсь зачисткой, то есть когда уже поднятие бойца — спускаюсь, зачищаю бойца перед подъёмом. Работаем совком, кисточкой, иногда маленькой лопатой и чуть по чуть, фрагмент за фрагментом.

Российские и белорусские поисковые отряды пробудут на месте раскопок две недели. На текущий момент они уже извлекли из земли останки 13 красноармейцев. Впереди — опознание. И с большой долей вероятности среди павших окажутся и наши земляки — ульяновцы.

Вячеслав Новожилов, Евгений Луковкин. Репортёр 73

Добавить комментарий

Прокомментировать