Смотреть

Гражданин и Герой с большой буквы

«У России отобрали Крым, у нас – Косово» — так обосновал свою позицию Братислав Живкович, ветеран войны в Косово, в интервью порталу «Балканист» в 2019-м году. Возвращение полуострова в родную гавань командир четников воспринял как символ грядущего воссоединения родных земель.

С первых дней защищавший коренное население — сперва Крыма, затем — Донбасса — от агрессии киевского режима, Живкович всегда шёл впереди. Он и погиб на передовой в конце 2024-го года. В нашем материале вспомним легендарного воина, патриота, человека вместе с теми, кто знал его и с болью переживает потерю.


Маленькая Сербия — центр притяжения в Учебно-тренировочном лагере «Волжский фронт». Лето 2020-го, Братислав делит быт с юной сменой поискового движения Ульяновской области и делится живой историей. Родную Сербию и необъятную Россию — в сердце этого человека никогда не разделяли никакие границы.

Братислав ЖИВКОВИЧ
ДОБРОВОЛЕЦ СВО
Это вторая Родина. У нас такая поговорка: бог на небе, Россия на земле. И у нас нет сомнений, если что — России нужна помощь, мы сразу придём.

Елена ШАХОВА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «КРУТОЯР», ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С Братиславом мы познакомились ещё в 19-м году, потом мы вместе работали над изданием его книги на русском языке об истории движения четников. Он был большим другом Ульяновска, он был большим другом нашего отряда.

Друзей у Братислава немало на разных этапах его жизненного пути. Был открытым и честным в жизни и в бою — как герой известной песни, сердце за спины ребят не прятал. Вместо команды «Вперёд» всегда звучало «За мной!». За ним — родная Сербия, Крым, Донбасс.

Анна НОВОЛОДСКАЯ
ДРУГ БРАТИСЛАВА ЖИВКОВИЧА
Я с ним познакомилась в 14-м году в Луганске. Я тогда была в ополчении, приехала из Москвы и была единственной женщиной в батальоне «Заря».

Они участвовали в операциях в Луганске, аэропорт, пытались его отбить — у них было двое раненых, в их отряде, сербов. И тогда я набралась смелости и попросилась к ним в отряд.

Десять лет дружбы, спаянной в боях за свободу коренного населения тогда ещё соседней страны. Живкович ринулся в луганский котёл — специально узнавал, где его помощь нужнее всего. За самоотверженность в бою и непреклонность взглядов получил паспорт ЛНР, но насчёт российского гражданства был непреклонен.

Елена Шахова
«Я сюда приехал не за паспортом, я сюда приехал воевать за русский народ, за русский мир, и когда Новороссия станет частью России, вот тогда и я автоматически стану гражданином России».

Анна Новолодская
В 22-м году, когда началась СВО, мой муж и Братислав, они тоже сдружились. Они отправились в военкомат.

Оказались в одном подразделении, и Братислав стал командиром моего мужа. Через несколько месяцев мой муж погиб, и мы вместе с Братиславом его хоронили. А теперь мне придётся хоронить Братислава.

Юлия ВОИНОВА-ЖУНИЧ
РЕЖИССЁР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО, ЖУРНАЛИСТ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РУССКО-СЕРБСКОГО ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Он никогда не думал о своей жизни, не ценил её превыше, чем других людей. У него было ранение незадолго до гибели, и ему полагалось быть в госпитале как минимум неделю. Он пробыл там каких-то три дня и ушёл к своим ребятам.

Никаких предзнаменований — группа ушла на очередное задание и перестала выходить на связь под занавес 2024-го.

Удача сопутствовала Братиславу на протяжении всего боевого пути — но изменила. Новостям с передовой близким и друзьям пришлось поверить. На родине по Братиславу отслужили панихиду в храме, где получал благословение князь Лазар Хребелянович, последний независимый правитель Сербии.

Юлия Воинова-Жунич
Я написала статью о Братиславе, и она выйдет на днях в издании «Столетие» Фонда исторической перспективы. Что я там отмечаю особенно: что Братислав стал зачинателем всего добровольческого движения Сербов.

Елена Шахова
Мы очень хотим инициировать процесс присвоения Братиславу звания Героя России, потому что действительно человек заслужил. Девять лет он защищал русский народ не будучи гражданином России — хотя это одно достойно уже.

Анна Новолодская
Пожалуй, что он любил Россию больше, чем мы, русские. Это его основная черта была. Это характерно для всех иностранцев, которые приезжают в Россию.

Братислав ЖИВКОВИЧ
ДОБРОВОЛЕЦ СВО
Мне западные журналисты много раз задавали такой вопрос: а зачем сербы, а какая ваша связь, вообще — какой интерес у вас. А я сказал: как? Это наша земля, это наши тут предки, тут наши родственники живут. Мы пришли защищать наших людей!

Добавить комментарий

Прокомментировать