Предания старины глубокой — в наши дни: первая всероссийская фольклорная школа молодых учёных заработала в Ульяновской области. Делегации из разных регионов в течение нескольких дней обсудят теорию и перейдут к практике, как водится у фольклористов, «в полях».
Вера Мещерякова знает, каков ареал обитания традиционной народной культуры и кто отправится на охоту за живым словом.
Трепетное отношение к народному наследию, следование традиции в мельчайших деталях, в каждой ноте — вот что прославило ульяновского «Жихарку». Современная молодёжь подарила свой голос прошлому, минувшему, но не забытому благодаря фольклористам — учёным и увлечённым. Вторым на маршруте в стародавние времена следует быть внимательными и опираться на изыскания первых, которые идут по следам корифеев и прокладывают новые тропы.
Антонина ЛИПАТОВА
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА ЦНК УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Изучение фольклора для Ульяновской области тоже обладает определённым смыслом, поскольку у нас серьёзная научная школа фольклористики, мы помним с вами, школа началась с имени Чередниковой Маины Павловны, это 70-е годы, Майя Павловна — ученица школы Проппа.
Преемственность не прерывается, а география расширяется. Амбициозный проект Центра народной культуры — Школа молодых учёных-фольклористов — на самом старте стал центром притяжения единомышленников из шести регионов. В их руках — ключи от прошлого. Найти заветную дверь — задача со звёздочкой. Для её решения иногда приходится в корне менять свою жизнь. Алексей Капачинский, к примеру, оставил республиканскую столицу и перебрался в село Каракулино.
Алексей КАПАЧИНСКИЙ
МЕТОДИСТ ПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (РЕСПУБЛИКА УДМУРТИЯ)
Это, скажем так, абсолютно белое пятно на карте Удмуртии, где фольклор не изучен почему-то остался, а место уникальное — там и интересный ландшафт, и климат, и самая высокая плотность археологических памятников.
—
Я сталкиваюсь всё чаще и чаще, когда люди придумывают некие, скажем, бренды — просто высасывают их из пальца. Каких-то бабок-ёжек, каких-то дедов-морозов придумывают… В общем, я считаю, что в нашей культуре есть более интересные бренды.
Рождённый в глубине веков культурный феномен никто не собирается отпускать «на пенсию». И то, как памятники народной культуры приспосабливаются к современности, несёт пользу в обе стороны. Для культурного наследия стать брендом — в наши дни означает не кануть в Лету, в свою очередь превращение материального или нематериального памятника старины в локальную «фишку» — бонус к туристической привлекательности места.
Вера МЕЩЕРЯКОВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
Пожалуй, первое, что приходит в голову ульяновцам при упоминании фольклорного бренда, в дополнительном представлении не нуждается. Сказочный персонаж неплохо освоился на улицах современного города и даже в цифровом пространстве. Все, кто встретит такого гида во время своей прогулки, могут составить ему компанию. Интересная задумка? Ну, если внимание привлекает, то ответ утвердительный.
Колобок — работает! И всё же рыночные отношения с культурным брендом — нива туристической отрасли, для учёных же первоочередное — изучение и популяризация.
Мария ЖУЧКОВА
ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО НЕМАТЕРИАЛЬНОМУ ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ДОСТОЯНИЮ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ, НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КИНО (ЛИПЕЦК)
Фестивали, конкурсы — это масштабно. Более узкие, там, допустим, этноклуб «Наследие» у нас есть, в котором мы как раз в форме концерта и лекций, творческих лабораторий, мастер-классов стараемся погрузить студентов целенаправленно в народную культуру Липецкой области.
Когда-то было повсеместным, сегодня стало почти элитарным. Но примеров того, что молодёжи действительно интересно погружаться в прошлое и отыскивать самоцветы — немало.
Екатерина ПОЛЯКОВА
СТУДЕНТКА ИНСТИТУТА СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (РГУ ИМЕНИ А. Н. КОСЫГИНА, МОСКВА)
Наша культура — она пропитана фольклором, всегда было очень интересно осознавать его роль в культуре в целом.
—
Мы знаем, что мы будем собирать материал, связанный с верованиями в местночтимого святого в одной из деревень Ульяновской области. С одной стороны звучит как что-то очень странное, с другой — интересно, во что люди верят и почему.
Три команды защитят три проекта, побывав в заповедной локации — на Никольской горе. Свои экспедиционные изыскания в нематериальном этнокультурном достоянии участники должны связать с генеральной темой брендирования территории. Научный интерес в наличии, практическая польза — в широком смысле слова.
Вера Мещерякова, Константин Никитин, Сергей Рябухин. Репортёр 73
Добавить комментарий