19 октября 2025 года исполняется 71 год со Дня образования службы криминалистики. В наши дни, когда преступления становятся все более изощренными и скрытыми, задача следователей-криминалистов — найти улики, доказать вину и привлечь виновного к ответственности — становится особенно сложной.
Владимир Кибенко — не просто следователь-криминалист, он — живая легенда отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета России по Ульяновской области. В интервью поделился рассказами о непростой службе мастеров отпечатков.
Его ранг – высший, а опыт – целая библиотека, написанная кровью, потом и бесчисленными часами, проведенными на местах преступлений. Владимир Кибенко прошел путь от рядового до старшего следователя, где уже сам учил других. Теперь же он – тот, к кому обращаются, когда дело кажется безнадежным, следователь-криминалист.
Владимир КИБЕНКО
СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ ОТДЕЛА КРИМИНАЛИСТИКИ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел криминалистики занимается криминалистическим сопровождением уголовных дел, находящихся в производстве следователей, а именно, также следователи-криминалисты — это главные лица при проведении осмотра места происшествия при совершении каких-либо преступлений.
—
По приезду на место происшествия следователь-криминалист оказывает практическую помощь следователю именно в изъятии объектов, которым в дальнейшем будут назначены экспертные исследования.
Следователи-криминалисты приезжают на место происшествия не только с руками и глазами, но и с различными техническими средствами, о которых знают далеко не все. Кибенко знают не только по фамилии, но и по тому самому, видавшему виды чемоданчику.
В данном чемодане у следователя находятся перчатки для того, чтобы не оставлять генетические следы на изымаемых объектах, имеются приспособления для изъятия следов: это кисть для дактилоскопирования, это у нас дистиллированная вода для изъятия биологических объектов, таких как кровь.
По сути, это портативная лаборатория, наполненная целым арсеналом: гипс, силиконовая паста «К», парафин — всё, что нужно для создания слепков. Досмотровые зеркала с яркими светодиодными фонарями, способные заглянуть в самые темные уголки, к примеру, под днище автомобиля или в узкие щели. Металлические щупы, металлоискатели, магнитные подъемники — всё, чтобы обнаружить то, что скрыто от глаз.
Далее у нас является источник криминалистического света МИКС 450. Обязательно при работе с источником криминалистического света необходимо в защитных очках, потому что может повлиять на зрение.
Зрение — главный инструмент криминалиста, и его нужно беречь. При свете этого прибора видны невидимые для обычного глаза биомаркеры, следы крови, слюны. На видеозаписи они неразличимы, а в очках как на ладони.
Владимир КИБЕНКО
СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ ОТДЕЛА КРИМИНАЛИСТИКИ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В зависимости от изъятых объектов в ходе осмотра места происшествия следователь-криминалист назначает различного рода экспертизы. Такие, как: генетические, дактилоскопические, бухгалтерские, если касается экономических каких-то дел. То есть следователь-криминалист он обладает широким багажом знаний.
Владимир Кибенко помогает молодым следователям, еще не набравшимся опыта. Показывает то, что невозможно объяснить в теории. Например, есть вот такой «полигон» — инсценировка убийства.
Следователю даются установочные данные, и следователь пишет тренировочный протокол осмотра места происшествия с изъятием объектов.
За его плечами множество примеров из практики. Если покопаться в памяти, вспомнится случай раскрытия убийства в Ленинском районе Ульяновска.
Владимир КИБЕНКО
СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ ОТДЕЛА КРИМИНАЛИСТИКИ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ходе проведения обыска при применении МИКС 450 на одежде предполагаемого преступника была обнаружена кровь. В дальнейшем данная одежда была изъята, назначена генетическая экспертиза, экспертиза показала, что кровь у нас принадлежит потерпевшему.
На первый взгляд, всё было чисто. Преступник отрицал причастность, выстроил железное алиби. Но что-то не давало покоя…
Застиранные следы, незаметные обычным глазом, но обнаруженные криминалистической техникой, стали неопровержимым доказательством. Преступника осудили, посадили.
Павел Петряков, Сергей Рябухин, «Репортёр 73».
Добавить комментарий