14 человек из пяти поисковых отрядов Ульяновской области вернулись на родину с международной поисковой вахты в Республику Беларусь. Эта экспедиция стала третьей для нашего региона и самой результативной.
Останки павших переданы местным властям — к сожалению, установить имён погибших бойцов РККА не удалось. По правилам, в таком случае, все они будут подзахоронены в уже существующие братские могилы. Подробности расскажет и покажет Евгений Луковкин.
Это второй. Он у нас тоже… Тоже разбит череп, ну, это понятно — они здесь после ранений все. И это его локоть. То есть локоть у него сверху нашего первого бойца.
«Первого» — это условность. Первого в этой конкретной яме, в этот, похожий один на другой день.
Поисковая вахта — не отдых с палатками на природе. Абсолютно точно это — ежедневный тяжёлый труд, рассчитанный по формуле: «Искать-копать-зачищать-поднимать-закапывать».
За две недели вахты сводный отряд поисковиков из Ульяновской области перерыл десятки кубометров земли братской республики. Контакт с белорусами наш регион наладил три года назад.
Дарья ЛУНИНА
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЖЛОБИНСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Сейчас мы поднимаем останки не по 41 году (как хотелось бы), поднимаем останки госпитального захоронения. Я надеюсь, у нас будут замечательные результаты в этом году.
Вместе с местным поисковым объединением «Звезда» и военнослужащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона вооружённых сил Республики наши поисковики работали в Жлобинском районе Гомельской области. Именно здесь в 41 году сражалась 154-ая стрелковая дивизия, сформированная на территории нашего региона. Позже, в 44-м, здесь снова шли бои.
Недалеко от посёлка Стрешин стоял полевой госпиталь. Рядом — госпитальное захоронение. Но, как рассказали местные жители, это не единственное место, где можно искать бойцов. Одна из женщин
Сама видела лично, что его госпитальные работники, медики, закапывали. И вот мы решили проверить. До этого три дня назад делали шурф там, сзади, ничего не нашли. Сегодня наткнулись на ноги. Вместе с бойцом — очень много медицинских ампул.
—
Александр ВИНОГРАДОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «СВЯТОЙ ГАВРИИЛ» (Г. ДИМИТРОВГРАД)
Этот солдат, по рассказам местных жителей, пришёл в госпиталь, когда тот уже сворачивал свою работу и ему была оказана медицинская помощь. Но, не смотря на все усилия военных медиков, он умер. И так как яма санитарная уже была заполнена, его похоронили рядом с операционным госпиталем.
Останки этого бойца извлекли за пару часов. С санитарной ямой провозились почти неделю — в ней найдены скелеты сразу 29 человек. Слоями, один на другом — в 1944-м ямы рыли зимой, промёрзший грунт прогревали кострами и долбили ломом.
В наши дни песок и глину жарким летом вскрывали парни. А затем в раскоп спускались девушки.
Регина САЙГИНА
УЧАСТНИЦА ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «ПАТРИОТ» (ЧЕРДАКЛИНСКИЙ Р-Н)
Почему мальчики не лезут в раскоп? Всё-таки это кропотливая работа: каждая косточка, сустав, он может повернуться, как-то не так лечь и это нужно всё маленькими ручками расчистить, чтобы всё было видно, чтобы не вырывали эти кости, чтоб было видно, как лежит боец.
Кстати, о девушках и юношах — именно они составили половину сводного отряда в этом году.
Сергей ВДОВИН
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИЕРКТОР УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ
Очень важно обращать внимание на то, что в любом случае молодёжь, даже неопытную (понятно, что с ней тяжело, понятно, что их нужно обучать), всё равно нужно брать. Какой-то процент он обязательно должен быть, и в таких экспедициях, так скажем, сложных, дальних, всё-равно нужно брать, чтобы они нарабатывали опыт, потому что им потом приходить нам на смену.
Итогом международной вахты 24-го года стали обнаруженные останки 38-ми погибших бойцов-красноармейцев. Найдены и другие останки. О них расскажем в программе «Разберёмся» в ближайший четверг.
Евгений Луковкин, Репортёр 73
Добавить комментарий