«У России отобрали Крым, у нас – Косово» — так обосновал свою позицию Братислав Живкович, ветеран войны в Косово, в интервью порталу «Балканист» в 2019-м году. Возвращение полуострова в родную гавань командир четников воспринял как символ грядущего воссоединения родных земель.
С первых дней защищавший коренное население — сперва Крыма, затем — Донбасса — от агрессии киевского режима, Живкович всегда шёл впереди. Он и погиб на передовой в конце 2024-го года. В нашем материале вспомним легендарного воина, патриота, человека вместе с теми, кто знал его и с болью переживает потерю.
Маленькая Сербия — центр притяжения в Учебно-тренировочном лагере «Волжский фронт». Лето 2020-го, Братислав делит быт с юной сменой поискового движения Ульяновской области и делится живой историей. Родную Сербию и необъятную Россию — в сердце этого человека никогда не разделяли никакие границы.
Братислав ЖИВКОВИЧ
ДОБРОВОЛЕЦ СВО
Это вторая Родина. У нас такая поговорка: бог на небе, Россия на земле. И у нас нет сомнений, если что — России нужна помощь, мы сразу придём.
—
Елена ШАХОВА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «КРУТОЯР», ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
С Братиславом мы познакомились ещё в 19-м году, потом мы вместе работали над изданием его книги на русском языке об истории движения четников. Он был большим другом Ульяновска, он был большим другом нашего отряда.
Друзей у Братислава немало на разных этапах его жизненного пути. Был открытым и честным в жизни и в бою — как герой известной песни, сердце за спины ребят не прятал. Вместо команды «Вперёд» всегда звучало «За мной!». За ним — родная Сербия, Крым, Донбасс.
Анна НОВОЛОДСКАЯ
ДРУГ БРАТИСЛАВА ЖИВКОВИЧА
Я с ним познакомилась в 14-м году в Луганске. Я тогда была в ополчении, приехала из Москвы и была единственной женщиной в батальоне «Заря».
—
Они участвовали в операциях в Луганске, аэропорт, пытались его отбить — у них было двое раненых, в их отряде, сербов. И тогда я набралась смелости и попросилась к ним в отряд.
Десять лет дружбы, спаянной в боях за свободу коренного населения тогда ещё соседней страны. Живкович ринулся в луганский котёл — специально узнавал, где его помощь нужнее всего. За самоотверженность в бою и непреклонность взглядов получил паспорт ЛНР, но насчёт российского гражданства был непреклонен.
Елена Шахова
«Я сюда приехал не за паспортом, я сюда приехал воевать за русский народ, за русский мир, и когда Новороссия станет частью России, вот тогда и я автоматически стану гражданином России».
—
Анна Новолодская
В 22-м году, когда началась СВО, мой муж и Братислав, они тоже сдружились. Они отправились в военкомат.
—
Оказались в одном подразделении, и Братислав стал командиром моего мужа. Через несколько месяцев мой муж погиб, и мы вместе с Братиславом его хоронили. А теперь мне придётся хоронить Братислава.
—
Юлия ВОИНОВА-ЖУНИЧ
РЕЖИССЁР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО, ЖУРНАЛИСТ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РУССКО-СЕРБСКОГО ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Он никогда не думал о своей жизни, не ценил её превыше, чем других людей. У него было ранение незадолго до гибели, и ему полагалось быть в госпитале как минимум неделю. Он пробыл там каких-то три дня и ушёл к своим ребятам.
Никаких предзнаменований — группа ушла на очередное задание и перестала выходить на связь под занавес 2024-го.
Удача сопутствовала Братиславу на протяжении всего боевого пути — но изменила. Новостям с передовой близким и друзьям пришлось поверить. На родине по Братиславу отслужили панихиду в храме, где получал благословение князь Лазар Хребелянович, последний независимый правитель Сербии.
Юлия Воинова-Жунич
Я написала статью о Братиславе, и она выйдет на днях в издании «Столетие» Фонда исторической перспективы. Что я там отмечаю особенно: что Братислав стал зачинателем всего добровольческого движения Сербов.
—
Елена Шахова
Мы очень хотим инициировать процесс присвоения Братиславу звания Героя России, потому что действительно человек заслужил. Девять лет он защищал русский народ не будучи гражданином России — хотя это одно достойно уже.
—
Анна Новолодская
Пожалуй, что он любил Россию больше, чем мы, русские. Это его основная черта была. Это характерно для всех иностранцев, которые приезжают в Россию.
—
Братислав ЖИВКОВИЧ
ДОБРОВОЛЕЦ СВО
Мне западные журналисты много раз задавали такой вопрос: а зачем сербы, а какая ваша связь, вообще — какой интерес у вас. А я сказал: как? Это наша земля, это наши тут предки, тут наши родственники живут. Мы пришли защищать наших людей!
Добавить комментарий