Смотреть

Покушение застройщиков на исторический дом

Два этажа плюс подвальное помещение — 260 квадратных метров в центре города. Ещё один лакомый для застройки кусочек. Вакантные площади недавно выставили на продажу, при этом, здание, предположительно, начала прошлого века не является памятником истории.

Что ждёт очередную старинную постройку недалеко от заповедных улиц и есть ли шансы на её спасение — выяснял Вячеслав Новожилов.


Вячеслав НОВОЖИЛОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
Улица Шевченко — некогда окраина города. Истории здесь много, хоть она порой и скрыта под сайдингом или пребывает в забвении, как, например, здесь. Позади меня дом номер 23. Ещё одно ценное слово в длинной исторической строке. Слово, которое, впрочем, читается с трудом.

Иван СИВОПЛЯС
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «РОДИНА В. И. ЛЕНИНА»
Там скорее всего в данном конкретном доме находилось жильё. Почему мы можем судить, что это доходный дом: там вместо окон в своё время были дверные проёмы, а дверные проёмы, которые выходили на улицу — они как раз вот это здание показывали, что здесь сдаётся жильё. В тот период времени не было социальных сетей, где можно было разместить объявление. Поэтому человек, когда приходил на улицу, он видел, куда он может обратиться, куда он может ткнуться, если он хочет на этом конкретном месте жить.

Предположительно, здание построили в начале 20-го века. Рядом сразу два значимых для города учреждения: бывшее ремесленное училище, ныне — Автомеханический техникум и Симбирская чувашская школа. По мнению историков, их сотрудники и могли арендовать здесь квартиры. Далее — след теряется. Позже дом всплывает лишь в нулевых годах нашего столетья. Он отмечен на подробной карте музея-заповедника.

Иван СИВОПЛЯС
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «РОДИНА В. И. ЛЕНИНА»
На этой карте мы видим тот самый домик Шевченко, 23 — вот он. Такой маленький, фиолетовый. И, если мы посмотрим, то это здание, как указано в условных обозначениях, памятник истории и культуры, предлагаемый на постановку на государственную охрану.

На этой карте улица Шевченко и окрестные вплоть до Воробьёва — зона сохраняемых планировочных направлений. Впрочем, схема — лишь проект, к сожалению, не воплощённый в реальности. Оттого и судьба здания — на милости владельца. Который собирается его продавать. А там — как ковш экскаватора ляжет.

В ульяновском отделении ВООПИК вспоминают судьбу другого потенциального памятника — снесённого дома Башанова на улице Мира.

Ирина МАКЕЕВА
ЧЛЕН УЛЬЯНОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Мы всё обосновали, была предоставлена достаточно хорошая историческая справка и комплект документов всех необходимых и здание уже стояло в реестре, но была заказана заказчиками, которым очень требовалось это место под новую застройку, экспертиза. К сожалению, эксперт дал отрицательный отзыв.

Историю дома, связанные с ним персоналии сейчас пытаются найти в архиве Ульяновской области. Без этого статус памятника не дадут. Позже должна состояться и экспертиза. И здесь многое зависит от её автора.

Ирина МАКЕЕВА
ЧЛЕН УЛЬЯНОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Как говорится, у кого есть средства… у ВООПИКа их нет… тот в общем-то и может рассчитывать на выгодное для застройщика заключение эксперта сверху. Здесь к сожалению, у нас механизма влияния на ситуацию, к сожалению, нет.

К сожалению, региональное управление по охране ОКН в очередной раз от комментария отказалось. Каковы шансы на внесение здания в охранный реестр — пока неясно. Если ВООПИК опередит владельца и добьётся положительного заключения — статный дом, доминанта улицы останется на своём месте. И наверняка расскажет много историй симбирской и ульяновской старины.

Вячеслав Новожилов, Павел Асланиди, Репортёр 73

Добавить комментарий

Прокомментировать