Смотреть

Целевая медицина: о системе обязательной отработки

Медицинские специальности стали более популярны у абитуриентов. По данным профильного министерства, в 2024-м году в медвузы страны зачислено больше 35 тысяч студентов, на одно бюджетное место претендовало 13 человек.

Меж тем дефицит врачей в России составляет около 25 тысяч специалистов, среднего медперсонала — около 50 тысяч. Сильнее всего это ощущается в регионах.

Решать проблему в Минздраве предлагают радикально — введением системы обязательной отработки. Антон Кузьмин расскажет подробности.


Учился за счёт государства? Придётся отрабатывать. Минздрав России опубликовал проект федерального закона о введении системы целевого трудоустройства: закончившие вуз или колледж студенты-медики должны будут в обязательном порядке отработать три года. Выпускник сможет сам выбрать регион и конкретное медучреждение (государственную или частную клинику, но только в системе ОМС).

Татьяна КОЗЛОВА
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Инициатива Минздрава Российской Федерации — она очень даже понятная. Это глобальный кадровый дефицит медицинских работников. Это то, что вы видите у нас в поликлиниках и в больницах. Я хочу обратить внимание, что это не только в Ульяновской области — это по всей России. На территории всей России.

Антон КУЗЬМИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
Кадровый дефицит в отрасли здравоохранении сложился существенный — это признают все. В банке вакансий службы занятости Ульяновской области на текущий момент около 800 позиций от медучреждений региона. Не хватает как врачей, так и среднего персонала. На деле же границы кадровой ямы ещё шире, ведь множество медицинских работников работают «по совместительству», закрывая сразу несколько ставок.

Виктор ЗИНЧЕНКО
И. О. РУКОВОДИТЕЛЯ АГЕНТСТВА ПО РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Если говорить про врачей и средний медицинский персонал, то соотношение в потребности 60 на 40. То есть 60% — средний медицинский персонал, 40% — врачи.

Решить кадровый вопрос изменениями в системе образования пытались и раньше. Пример — отмена интернатуры и повсеместное сокращение сроков обучения. В ульяновском медколледже медицинских сестёр, акушеров и фельдшеров учат на год меньше, в 25-м учебное учреждение планирует единовременно выпустить 200 специалистов (на треть больше, чем обычно).

Здесь отмечают, что интерес молодых людей к учёбе в целом растёт, но есть другие факторы.

Людмила КИРИЧЕНКО
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ РАБОТЕ УЛЬЯНОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМ. С. Б. АНУРЬЕВОЙ
Не всегда ребята готовы идти в лечебно-профилактические учреждения. Мы ведём мониторинг ежегодно, ежемесячно подаём данные, отслеживаем. Больше 60% идут по специальности, около 10% поступают в высшие учебные заведения. Часть получается не совсем ориентированные ребята.

По данным регионального Минздрава, до 40% всех выпустившихся медиков «за длинным рублём» уходит в бьюти-индустрию. Салоны красоты и косметологические центры оттягивают кадры из поликлиник и больниц. Радикальная мера в виде обязательной отработки решит эту проблему, но среди молодых выпускников коллежей есть и такие, для кого средне-профессиональное образование — ступень на пути к высшему. Целевое распределение планы может разрушить.

Анна ЩЕРБЮК
СТУДЕНТКА 5-ГО КУРСА УЛЬЯНОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМ. С. Б. АНУРЬЕВОЙ
Если выпускник собирается дальше идти по карьерной лестнице обучаться — я против этого. Если трудоустраиваться, то проблем никаких нет. Но главное, чтобы был выбор — чтобы не было такого «обязательно идёшь туда, всё».

Кроме того, в региональном Минздраве опасаются, что отработка может привести к тому, что регионы начнут соперничать за врачей. И в таком случае отдалённые места окажутся в заведомо проигрышном положении. Конкурировать с Москвой Ульяновску будет сложно.

Валентина КАРАУЛОВА
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПАЛАТЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Это не должно быть игрой в одни ворота. Я имею в виду, что для того, чтобы медики хотели работать в сельской местности, в каких-то отдалённых населённых пунктах — в любом случае там должны быть созданы условия для их жизни и для работы.

Инициативу медицинское российское сообщество в целом поддерживает, но напоминает, что добровольно — всегда лучше, чем по принуждению. Ведь только так пациент может получить мотивированного врача, а не равнодушного эскулапа, работающего из-под палки. Для этого нужны соответствующие условия, которые «по распределению» не появятся.

Антон Кузьмин, Татьяна Дамаданова, Вячеслав Новожилов, Сергей Рябухин, Максим Архипов, Павел Асланиди. Репортер 73

Добавить комментарий

Прокомментировать