Смотреть

Недвижимость культурного наследия

Клонирование по-ульяновски. Эпопея с реконструкцией дома священника Остроумова на улице Бебеля началась четыре года назад. Сперва ОКН… снесли. Под предлогом воссоздания по оригинальным чертежам, но из современных материалов. Далее в проекте появилась ещё одна деталь — пятиэтажный МКД по соседству. В ситуации разбирался Вячеслав Новожилов.


Улица Бебеля, 18. Некогда по этому адресу можно было найти объект культурного наследия местного значения — Дом священника Остроумова. 19-й век. Теперь же здесь — строительная площадка. На которой, если верить властям и застройщику, с 21-го года ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Вячеслав НОВОЖИЛОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
Паспорт объекта — иначе аншлаг. В прямом и переносном. Этот щит меняли несколько раз, сперва передвигали дату сдачи… по традиции — в Ульяновске так заведено. После пошли ещё дальше — избавились от упоминания того, что дом, на котором производят работы, объект культурного наследия.

Оплошность — исправят. Заявили в областном управлении по охране ОКН. Непоправимо другое. Оригинальный дом в три окна с мезонином, старожил истории — снесён. На его месте сейчас возводят клон. Воспоминание о прошлом вместо живого его памятника.

Дмитрий НЕЦВЕТАЕВ
АРХИТЕКТОР
Любая пластика дореволюционная — она сейчас не восстанавливается таким образом, как она делалась до революции. Использовался кирпич, который точили вручную, клиновой, фасонный, деревянную резьбу, конечно, можно было бы восстановить, но кто этим будет заниматься.

Восстановлению не подлежит, заявили в охранном управлении и развели… «ковшами», которые раскроили стены 19-го века.

Евгений СИЗОНЕНКО
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Будем говорить, материал, из которого он создан, из которого он построен — деревянный. Дерево, при всём желании, не может сохраниться более 100 лет. Соответственно, при сохранении этого материала он заменён… восстанавливается, воссоздаётся.

В таком случае загадка — как простоял комплекс на острове Кижи и другие примеры старорусского деревянного зодчества. Эксперты же, среди причин, по которым здание вместо ремонта было решено пересобрать — называют банальную экономию.

Дмитрий НЕЦВЕТАЕВ
АРХИТЕКТОР
Снести и построить заново намного проще и дешевле, чем заниматься реставрацией, потому что это надо заказывать проект реставрации в специализированной организации, имеющей лицензию. Вплоть до материалов подбирать… обои старые, не старые, а рисунки — это на самом деле очень тягомотная и затратная часть.

Камнем преткновения для краеведческого сообщества и застройщика стало и то, что рядом с памятником, пусть и клонированным, должны возвести многоэтажный жилой дом. И здесь управление по охране ОКН подсказать ничего не смогло.

Евгений СИЗОНЕНКО
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дом относится к объектам культурного наследия местного значения и разрешение на его реконструкцию, соответственно, контроль за ходом реконструкции осуществляет мэрия города Ульяновска.

В городском управлении по архитектуре, в свою очередь, сослались на агентство Госстройжилнадзора. Где ответили, что разрешение на строительство объекта выдаёт… городское управление архитектуры. Оно же должно контролировать все нормы в отношении здания-памятника.

История повторилась. А вот дом священника Остроумова, при всём тщании застройщика, повторить не выйдет. Как и само прошлое. Разве что в реплике не поселится полный тёзка священнослужителя из 19-го века.

Вячеслав Новожилов, Максим Архипов, Репортёр 73

Добавить комментарий

Прокомментировать