В бой с колёс, в безвестность на 77 лет. Трагическая история обороны Советской Карелии раскрывается благодаря неравнодушным людям разных возрастов и профессий, объединённых общим делом — все они участники поисковых отрядов. Официальные данные сухи и скупы. Подразделения, брошенные на деблокаду попавших в окружение пограничников в Медвежьегорском районе в октябре 41-го, собранные из ополченцев, наткнулись на ожесточённое финское сопротивление.
Журналы боёв часто не велись, составляясь постфактум, через полгода. Всё это в итоге привело к неразберихе и тысячам «пропавших без вести» бойцов, чьи останки до сих пор лежат под слоем густого карельского мха.
В заболоченном, сложном по рельефу и геологическому строению почв крае бои шли в основном вдоль дорог. Останки одиночек и небольших групп обнаруживают вдали от транспортных артерий, но всё же основные потери обе стороны конфликта несли на направлениях самых ожесточённых схваток. В прошлые годы отряд находил здесь бойцов из Московской, Смоленской областей, из Рыбинска.
Захар ТОКАРЕВ
КОМАНДИР ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «КРУТОЯР»
Условия поиска не такие труднодоступные, скажем так, как в тех же Синявинских высотах. Болота есть, но они довольно мелкие, ходить легко. Все бои были в основном вдоль дорог. Единственное что — мох. Подо мхом тяжело искать останки.
Не труднодоступные, но и не лёгкая прогулка: погодные условия здесь совершенно отличны от привычных в Поволжье. Но главное, что затрудняет работу, — огромные пробелы в массивах архивных данных.
Эта экспедиция добавила в «копилку» добрых дел «Крутояра» 11 бойцов РККА. У двоих — подписные вещи. К сожалению — только инициалы, но и это уже что-то. Может получиться установить личности погибших. Подо мхом тут десятки и десятки советских солдат практически со всех уголков Союза. Сегодня специалисты стараются больше узнать о том, как именно погиб боец — это позволяет порой установить более точную картину боя.
Елена ШАХОВА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «КРУТОЯР»
Не захоронили, а просто забросали камнями финны. Финны же их добивали прикладами, практически у всех бойцов разбиты черепа. И были боевые, чисто боевые, то есть те бойцы, которые остались на поле боя. В общем-то мы поднимали археологическим методом, поэтому картина боя, картина гибели каждого конкретного человека — она всегда была перед глазами.
Практически самое начало войны, октябрь. Советские пограничники с боями отходят вглубь нашей территории и попадают в окружение у деревни Карельская Масельга Медвежьегорского района. Задачу деблокировать регулярные части поставили ополченцам. И лишь потом сюда подтянулись полноценные и полнокровные дивизии, заморозив линию соприкосновения аж до 44-го года.
Захар ТОКАРЕВ
КОМАНДИР ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «КРУТОЯР»
С нашей стороны только ячейки, во-первых, там каменистый грунт. Это камень, скалы. Вырыть что-либо в камне очень проблематично: в этом году мы захоранивали бойцов и нам удалось откопать могилу только на метр, дальше идёт очень плотная порода. И что-то там вырыть за короткое время очень тяжело. А финны, они взрывали, они делали более серьёзную линию обороны, но они и стояли там четыре года потом.
Останки найденных бойцов захоронили на местном мемориальном кладбище. Без особого ажиотажа. Такое здесь происходит регулярно. Поиск ведут не только ульяновцы, отряды со всей страны. Особое отношение к защитникам Родины у местных жителей.
Елена ШАХОВА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «КРУТОЯР»
Что очень показательно, что очень трогательно — мы не объявляли никогда, что будет захоронение, местные жители, видя что что-то происходит, останавливались, спрашивали и предлагали свою помощь. Кстати, местные жители сами ухаживают за памятниками.
Экспедиции «Крутояра» и других поисковых отрядов из Ульяновска и других регионов — негосударственная, народная воля всех неравнодушных к своей истории: отыскать всех павших и пропавших без вести бойцов той войны, поставить точку в самой страшной трагедии ХХ века.
Добавить комментарий