Смотреть

Салют, шурави. Горячка боя, «духи» и груз 200: истории солдат Афганистана

15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул землю Афганистана. С той поры прошло 34 года, однако, бойцы и командиры до сих пор вспоминают красоту горных хребтов, жару и назойливых насекомых, осаждающих солдат также упорно, как и «духи». Не забывают ветераны и своих боевых товарищей. С кем-то из них встречаются в памятные годовщины, других — поминают, не чокаясь.

С теми, кто не понаслышке знает, что такое горячка боя, для кого 200 и 300 — не простые числа, пообщался Вячеслав Новожилов.


Андрей КУЛИКОВ
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ
34 года прошло, а всё это, как вчера, всё это, как перед глазами. Земля Афганская снится нам до сих пор.

 

Андрей Куликов пробыл в Афганистане с 79-го по 81-й. Его 345-й гвардейский полк входил в демократическую республику одним из первых.

 

Андрей КУЛИКОВ
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ
Я был гранатомётчиком 1-го батальона и плюс у меня медицинское образование — я был фельдшером полка. И стреляли, и помощь оказывали, и раненых вытаскивали.

 

«Шурави» с арабского — «советский». Так афганцы называли наших воинов. Местное население относилось к ним по разному. Одни ввод советских войск поддерживали, оказывали помощь. Иные: днём могли приветственно улыбаться и даже звать в гости. Ночью — брать нож, винтовку и идти в налёт. Однако, Андрей Куликов считает, что в конечном итоге ограниченный контингент страны советов оставил после себя добрую память.

 

Андрей КУЛИКОВ
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ
На сегодняшний день наши специально ездили туда несколько лет подряд. Ни один памятник советским военнослужащим, которые там погибли, не был разрушен и осквернён. Афганцы за ними ухаживают и память о них, о наших ребятах, помнят. Там, где они погибли, памятники стоят, афганцы помнят.

 

Крупнейшей советской базой в Афганистане был военный аэродром в Баграме. Прикрывал его от атак с земли и воздуха 1415-й зенитно-ракетный полк, в составе которого с 81-го по 83-й служил Виктор Соснин.

 

Виктор СОСНИН
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ
Привыкнуть сначала к этой жаре, всякие ползучие и прочие насекомые и прочее, прочее. Было тяжело. И по 7-8 часов сидеть в боевой машине было тяжеловато. Когда на броне можно было яйца печь. Вот это было. А так ничего потом, привыкли.

 

Почтили память павших воинов-интернационалистов здесь, у гранитных плит с фамилиями не вернувшихся с заданий.

 

Сергей ПЛЮХА
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ
Знал многих. Игорь Флеготонов — вместе призывались, вместе прошли учебный центр, Фергану, служил он в Гардезе, Получилось так, что 10 марта, почти перед дембелем в 87-м году он подорвался.

 

Сергей Плюха — кавалер двух орденов Красной Звезды. Эту награду вручали «За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга».

 

Сергей ПЛЮХА
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФАГНИСТАНЕ
После того, как ранило офицера, взял командование группой и уничтожили порядка 20 наёмников. Второй орден 16 декабря 1986 года: нарвались на засаду, получил ранение. Остался прикрывать отход разведгруппы, в течение 40 минут удерживал оборону, пока наши парни закрепились, потом подошли, забрали меня. За это время получил ещё два ранения.

 

Ранение и высокая награда случились и в жизни командира танкового взвода Валерия Колпакова. Но для него Афган был лишь прологом к череде военных конфликтов, вспыхнувших на территории распавшейся страны.

 

Валерий КОЛПАКОВ
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ
Три раза контужен, девять подрывов, награждён орденом Красной Звезды. После Афганистана служил в Абхазии, в миротворческих войсках. В Чечне два с половиной года.

 

103 наших земляка погибли при исполнении интернационального долга в Афганистане, ещё трое пропали без вести. Словно растворились в знойном мареве над утёсами.

 

Виктор СОСНИН
ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ
Я сам родился в Киргизии, поэтому горы для меня не в новинку были, но там очень красиво было. Тяжело, но красиво. Мы не то, что с удовольствием вспоминаем, но с душой, прошедшие годы.

 

Кундуз, Пули-Хумри, Хост, Панджшер… эти названия, вероятно, ничего Вам не скажут, если только вы сами ни глотали пыль и песок, щурясь на слишком яркое афганское солнце. Салют, вам, шурави!

 

Вячеслав Новожилов, Максим Архипов

Добавить комментарий

Прокомментировать