Первого августа жители города могли бы присутствовать на открытии Театрального сквера. Могли бы, если бы не одно но — начатые в апреле работы в мае временно поставили на паузу. Виной всему неожиданность, ожидавшая строителей под слоем асфальта — сокрытая в земле старинная кирпичная кладка, обозначившая контур стоящего когда-то на этом месте здания. Предназначение не ясно, возраст не понятен.
Простой рабочей техники продлился почти два месяца. Пока строители бездействовали, над загадкой древних руин бились ульяновские археологи. До чего удалось докопаться исследователям и как к открытиям подвалов истории отнёсся город?
Останки стен Симбирского Кремля или руины старинной тюремной камеры в которой томился изменник Емельян Пугачев — находка, обнаруженная на территории будущего театрального сквера, поставила в тупик учёных мужей всего города.
Марат ГИСМАТУЛЛИН
СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ И. А. ГОНЧАРОВА
Как известно, в октябре 1774 года, пленный Пугачев был доставлен в наш город Симбирск. Содержался в одной из каменных зданий. Есть предположение, что как раз вот это здание располагалось, на месте, где был обнаружен фундамент.
Возможное заточение в подвалах Пугачёва не подтвердилась. Историческое предназначение здание по старым картам определили археологи. Истина, прозаично, оказалась сокрыта в вине.
Александр ВИСКАЛИН
РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «СИМБИРСКАЯ СТАРИНА»
Выяснили следующее: это здание отмечено на самых старых картах Симбирска 1779-78-го годов под названием «Винный магазин», с подвалом кирпичным. Здание было двухэтажное, первый этаж — цокольный — уходил в землю. В этом самом цокольном этаже, видимо, находились винные подвалы.
По словам археологов, само здание серьёзно пострадало ещё в прошлом — после перепланировки улиц его снесли, а остатки растащили на кирпичи.
Глубину сохранившихся подвалов и потенциальную историческую ценность определить не удалось. Для этого необходимы полномасштабные раскопки. Такой задачи перед археологами не стояло.
Александр ВИСКАЛИН
РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «СИМБИРСКАЯ СТАРИНА»
Мы только с поверхности соприкоснулись. И видим много находок: в основном это керамика, кости пищевые, которые остаются после жизнедеятельности человека. И, конечно, осколки-обломки бутылок различных. И импортных, и отечественных.
Как выяснилось, денег на серьёзные научные изыскания (их стоимость по предварительной оценке составила бы около 2 миллионов рублей) в администрации нет, зато есть желание поскорее вернуть на пустующий в силу обстоятельств участок рабочих и технику — сроки реализации проекта и так неимоверно сдвинулись. В августе рабочие вновь зайдут на участок.
Игнорировать получившую широкую огласку находку у города не получилось бы. Вопрос о необходимости увековечить память сооружения вызывал бурные обсуждения общественности.
Одной из самых необычных и креативных концепций стала установка на территории будущего сквера «археологического окна». Для предания городскому центру новых смысловых наполнений, фрагменты исторической кладки предлагалось накрыть стеклом, сквозь которое жители и гости города могли бы созерцать историческое наследие.
Точку в вопросе поставило последнее заседании комиссии — всё раскопанное решили закопать обратно.
Антон КУЗЬМИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
Никакого «археологического окна в историю» с видом на культурные слои ульяновцам ждать не стоит. В администрации от смелой идеи отказались. Взамен пообещали жителям города воссоздать участок стены с имитацией старой кирпичной кладки. Он и послужит будущему скверу пресловутым «маркером места». Антон Кузьмин, Сергей Рябухин. Репортер 73.
Добавить комментарий