Смотреть

Преданья старины глубокой: что таится в земле сквера Языковых?

Нацпроект не может быть во вред — таким постулатом руководствовались власти Ульяновска, когда приняли решение провести археологическую разведку в сквере Языковых в самом центре областного центра. Напомним, именно здесь по национальному проекту «Жильё и городская среда» планировалось провести благоустроительные работы, предусматривающие в числе прочего возведения ряда объектов.

С учётом того, что люди на этом месте обитали практически с основания Синбирска (а скорее всего и задолго до этого), по поручению главы города местность исследуют археологи.


 

Впервые за всю историю землю в этом месте вскрывают настоящие археологи. До этого копали лишь по хозяйственной части — до революции для возведения усадебных хозяйственных построек, во время строительства Мемориального центра и прилегающих строений — для выравнивания грунта при организации сквера. Однако есть версии, что рыли здесь с самого основания града Синбирска. По разумению Капитона Невоструева, церковного историка и археолога, жившего в 19 веке, именно тут проходил ров и вал городского кремля.

 

Александр ВИСКАЛИН
ГЛАВНЫЙ АРХЕОЛОГ ЦЕНТРА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССКЛЕДОВАНИЙ «СИМБИРСКАЯ СТАРИНА»
Мне хочется проверить гипотезу Невоструева. Если по Советской это всё проходило, значит тут должно быть.

 

Гораздо позднее недалеко от этого места стояла Никольская церковь, в которой в 1870 году крестили Володю Ульянова — будущего Вождя пролетариата Владимира Ленина. А до того момента на месте современной эспланады находилась улица Стрелецкая. Название неслучайное — здесь размещался гарнизон первопоселенцев — стрельцов. Скорее всего ренее тут находилась церковь более древняя, чем Никольская, построенная в 1791 году.

 

Александр ВИСКАЛИН
ГЛАВНЫЙ АРХЕОЛОГ ЦЕНТРА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «СИМБИРСКАЯ СТАРИНА»
Вокруг неё было кладбище и при прокладке труб ещё в 19 веке были найдены захоронения в колодах, то есть явно до Петровского времени. Вполне возможно, что как-то распространяется и на этот участок.

 

Пока что таких находок археологи не сделали. Всё, что попадается в заложенных шурфах — керамика и стекло XVIII-XIX веков. Раскопы глубокие от полутора до двух с половиной метров. По стратиграфии хорошо видно, когда заканчивается советское прошлое и начинается период дореволюционной России.

 

Ярослав ВИСКАЛИН
РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «СИМБИРСКАЯ СТАРИНА»
Обычно это 40 сантиметров начинается как-раз слой разрушенных усадеб. Задача — посмотреть, протестировать, прозондировать грунт в разных местах, чтобы понять на какой глубине и где выходит этот культурный слой. У нас нет задачи найти конкретные артефакты. Важно всю эту территорию или поставить под охрану, либо сказать, что здесь ничего нет. Но мы уже видим, что есть.

 

Учёным интересно узнать, жителям города интересно посмотреть. Информация о раскопках быстро распространилась среди ульяновцев. С этого момента ответы на вопрос: ну что, нашли? Стали неотъемлемой частью работы. Любопытство — не порок и не новость — всё уже когда то было, и как было…

 

Александр ВИСКАЛИН
ГЛАВНЫЙ АРХЕОЛОГ ЦЕНТРА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «СИМБИРСКАЯ СТАРИНА»
В 17 веке, тогда активно Поволжье осваивалось, население приезжало. И очевидцы — научная экспедиция Лепёхина, они фиксировали факт: как только где-нибудь у села кто-нибудь находил какую-то серебряную монету, сёла опустевали и население, бросая скотину, детей малых, целиком в леса с лопатами копать клад. Два-три дня работали, скотина не дойная, дети брошены и в результате ничего не находили. или может быть что-то и находили. Да у нас во всех сказках такое — обязательно Кладенец найти, ещё что-то. Вот эта русская тяга к появлению незапланированного счастья.

 

Археологическая разведка на территории сквера Дома Языковых продлится до конца недели. После этого специалисты проведут лабораторные исследования и сделают описание найденных артефактов, а затем оформят научный отчёт с рекомендациями по хозяйственному использованию участка и мерами по охране объектов историко-культурного наследия.

 

Евгений Луковкин, Сергей Рябухин

Добавить комментарий

Прокомментировать