Смотреть

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ У Ё.

Ё-моё! Одной из самых эмоционально-окрашенных букв русского алфавита в 2017-м исполняется 221 год. Это если считать от момента, когда Карамзин плотно занялся её популяризацией, а заглянув глубже в историю становится понятно — у Ё куда более глубокие корни. Так с чего, удобное всему прогрессивному на тот момент русскому обществу, вдруг вздумалось заменить привычное всем написание «ио» на новую литеру? И как боролись десятилетия спустя грамотные люди с простонародными «звёзды», отстаивая единственно верное: «звЕзды»?


Евгений ЛУКОВКИН
КОРРЕСПОНДЕНТ

С буквой Ё не всё так просто. Вопреки расхожему мнению, что придумал её наш земляк Николай Михайлович Карамзин, это не так. Впервые о букве с двумя точками заговорила Екатерина Романовна Дашкова, директор Санкт-Петербургской академии наук в 1783 году на одном из первых заседаний. Княгиня спросила собравшихся: правомерно ли писать двумя буквами всего один звук и получила одобрение этой идеи. С тех пор Ё пишется так, как мы её знаем — одной литерой, но с двумя точками.

Казалось, что всё: перенося события того совещания на современные реалии, никаких сомнений в успехе новой литеры не оставалось: а как же — такие гении и «звёзды» эпохи: Державин, Фонвизин, Лепёхин, Княжин и митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил согласились с доводами княгини. И именно потому что действительно подержали рацпредложение высокородной и высокопоставленной персоны, а не просто согласились с ним ради проформы и для галочки.

Но тотального похода Ё во все книги, брошюры, учебники и газеты того времени не случилось: ё не приживалось в обиходе, становясь в тексты лишь тех авторов, кто поддерживал её всем сердцем и душой. Среди сторонников «Ё-низации» России, между прочим, был и Александр Сергеевич Пушкин, но даже лучи «Солнца русской поэзии» не осветили основной массе образованных людей того времени практическую пользу всё ещё остававшейся необязательной к исполнению на письме «старой-новой» буквы.

Евгений ЛУКОВКИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
Так что же Карамзин? Раз не создавал букву Ё, значит вовсе не причастен к этой истории? На самом деле причастен, потому что через 13 лет именно он начал активно продвигать и популяризировать эту литеру во всех своих произведениях. А первый раз Ё на письме в личной переписке применил Державин. Вместе с тем, защитники того, что именно Николай Михайлович изобрёл букву Ё продолжают стоять на своём.

От защитников доставалось в своё время и самой этой литере. Так в XIX веке президент Российской Академии Шишков упрекал филолога Добровского, после выхода в 1820 году его книги, в  том, что он слишком часто, много и неоправданно использует букву Ё.

«Многія слова в ней напечатаны съ двумя точками надъ буквою е, какъ то живёшь, лжёшь, льёшь, поёшь, и проч. Хотя и дѣйствительно всѣ такъ говорятъ, то есть произносятъ букву е какъ іô или ё, но сіе произношеніе есть простонародное, никогда правописанію и чистотѣ языка несвойственное. Выдумка сія, чтобъ ставить надъ буквою е двѣ точки, вошла въ новѣйшія времена къ совершенной порчѣ языка.»

Мы честно искали букву «Ё» хотя бы в одной книге в Карамзинском кабинете дома-музея Языковых, но потерпели фиаско. Использовалась, пользовалась популярностью в определённых просвещённых кругах, расходилась массовыми тиражами, но на книжные полки этого небольшого собрания не попала — неплохая иллюстрация отношения общества к «Ё» и её применению.

Более-менее твёрдо «Ё» встала в 1942 году, когда специальным распоряжением народного комиссара просвещения РСФСР Потёмкина была введена в алфавит в качестве обязательной к исполнению на письме: в быту, периодике, книгах, документах — везде, где только можно. Однако, даже такие жёсткие директивы со временем оказались подвергнуты переосмыслению и «Ё» в очередной раз медленно, но верно, сошла с печатной дистанции, повсеместно заменяясь на «Е». Правда окончательно не исчезла: так на клавиатурах стационарных компьютеров, ноутбуков, планшетов, телефонов и иных гаджетов она всё ещё сохраняется. Так что отправить кому-нибудь сообщение «ё-моё!», сакцентировать внимание на том, что всё-таки «передохнём», а не «предеохнем» до сих пор возможно, что не может не радовать.

Евгений Луковкин, Константин Никитин, Репотёр73

Добавить комментарий

Прокомментировать