Одна из главных тем недели — повышение стоимости литра бензина в розничных автозаправочных сетях. Самый распространённый, 92-й, в Ульяновской области отныне можно купить по цене от 43 рублей 29 копеек до 43-х 60-ти. Счётная палата почти моментально выдала прогноз: нас может ждать топливный кризис по сценарию 18-го года. Правда уже к вечеру того же дня специалисты скорректировали выводы: риски повторения — минимальны.
Роль сыграла и молниеносная реакция Минэнерго, объявившего о начале сдерживания розничных цен на топливо. В частности увеличена загрузка предприятий нефтепереработки, плавно пополняются стратегические запасы, так, что к маю в стране их будет более полутора миллионов тонн. Некоторые россияне только хмыкнули: для тех, кто живёт вдоль границы с Казахстаном решение вопроса найдено давно: бензотуризм в соседнюю республику, где литр 92-го сейчас отпускают в пересчёте на рубли за 30-ть целковых, процветает.
Для тех, кому эта история по географическим причинам не подходит, остаётся уповать на решения федерального правительства. Его экономистов, логистов и прочих экспертов. Первоочередная задача на региональном уровне- поддержать аграриев: скоро посевная, она потребует топлива, а оно — дополнительных теперь уже расходов. Чем помогут региональные власти и что думают о ситуации фермеры? И главное — почему нефть то растёт, то падает в цене, а бензин стабильно дорогой, расскажет Максим Бажанов.
Максим БАЖАНОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
Автомобиль был всегда дорогим удовольствием и сегодня становится еще дороже. И речь тут не только в автозапчастях. Например, чтобы наполнить полный бак своей ласточки самым популярным 92 бензином, водители в среднем тратят около 2.5 тысяч рублей. И при размеренной езде этого хватает максимум на две недели.
Цена бензина кусается. 2-3 рубля за год — стабильный прирост в стоимости горючего. Сегодня -угроза двойного, а то и тройного роста — куда больше?
Только с начала года в Ульяновской области цена на топливо взлетела на полтора процента. В сравнении с аналогичным периодом минувшего года — темп роста ускорился в три раза.
Дмитрий ГУДЗ
РУКОВОДИТЕЛЬ УЛЬЯНОВСКСТАТА
Если говорить конкретно о средней цене на бензин: 92-й с начала года вырос на 81 копейку. 95-й вырос на 82 копейки, 100-й вырос на 36 копеек.
Рост цен — удар не только по кошелькам автомобилистов, цепочка от каждой семьи, предприятия и отрасли ведёт за собой армию потребителей.
Например, агропромышленный комплекс. Это в мультфильмах батоны растут на деревьях. Аграрии же знают, что себестоимость зерновых растет, но переработчики не торопятся учитывать это при закупках. Купить хочется подешевле, продать- подороже. Вот и получается, что непрогнозируемая дороговизна топлива так или иначе ведёт к рискованному ведению хозяйства, то ли будет оно работать завтра, то ли закредитуется и развалится под финасовым гнётом долговых обязательств.
Руку помощи протягивает государство.
Наталья СНЕЖИНСКАЯ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА АПК И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Мы сейчас используем единую субсидию, так называемую погектарная единая субсидия, в которой учитываются все меры поддержки: и на удобрение, и на средства защиты, и, в том числе, на ГСМ.
Около 240 рублей на 1 гектар. По словам тех же фермеров, этого недостаточно. Субсидия перекрывает лишь часть затрат на топливо.
Станислав САНКЕЕВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА АССОЦИАЦИИ ФЕРМЕРОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
С каждым годом цены то все равно растут, а погектарная поддержка у нас сильно не увеличивается. В этом есть такой вопрос. Если бы субсидировалось это топливо каким-то образом: возмещалось, компенсировалось. Себестоимость на сельскохозяйственную продукцию была бы гораздо ниже.
Вместе с АПК к кризису восприимчив и рынок перевозок. Эффект домино и конечная станция-разгон инфляции.
Экономисты фиксируют: стоимость топлива будет расти вверх вне зависимости от цены нефти на рынке. Черное золото в руках частных компаний, их задача: получить прибыль. Если нефть растет — компании уходят на экспорт. Внутри страны бензин становится дефицитным и цены растут. Если нефть падает — возвращаются на внутренний рынок. Избыток бензина, по законам экономики, должен сбивать цену, но компании компенсируют убытки очередным ростом цен.
Анатолий ЛАПИН
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Вне зависимости от того, что происходит на внешнем рынке цены в нашей стране на бензин и нефтепродукты — они будут расти. Росли и будут расти, потому что топливно-энергетический комплекс и нефтегазовая добыча — это ключевой хребет становой хребет российской экономики.
Экономика страны давно ждёт перестройки и отказа от ресурсной иглы. В некоторых отраслях это даже получается, но всё больше в теории, а не на практике.
Максим Бажанов, Геннадий Бухтояров, Репортёр 73.
Добавить комментарий