Смотреть

Мертвая рыба у Волги

Рыбов показываем — мем этого лета покорил интернет в считанные часы с момента появления в Сети. Импровизированный прилавок и толпа котов, собравшихся вокруг рыбной горы. Счастье так близко — и совершенно недосягаемо.


Вера МЕЩЕРЯКОВА

КОРРЕСПОНДЕНТ

Вот уже несколько недель ульяновцы, выражаясь языком интернет-мемов, в интернете же «показывают рыбов». Некрасивое, запах — ну такое, одно слово — мёртвое. В многочисленных постах и комментариях под ними пользователи строят разные версии: что же могло случиться с обитателями великой русской реки, что они в таком количестве оказались на её берегах.

 

Явление, увы, не новое, и год от года всплывающее — в тех или иных масштабах. В этом году — особенных, чему виной жаркая погода, обильное цветение водорослей, как следствие — недостаток кислорода, который необходим жителям водной стихии не меньше, чем нам, сухопутным.

 

Дмитрий СЕМЁНОВ

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УЛГУ

На Волге до создания Куйбышевского водохранилища гибели рыбы практически не отмечалось. А после того, как создали в 56-м году каскад из озёровидных расширений, которые называются плёсами, вода стала менее проточной и начали развиваться активно водоросли, в том числе сине-зелёные водоросли, фитопланктон, который, к сожалению, при большом размножении приводит к тому, что начинает действительно погибать рыба.

 

Ёрш и берш, судак и окунь — основные жертвы. Однако учёные успокаивают: для популяции потери не критичные. Да и на столах ульяновцев рыба по большей части привозная.

 

Дмитрий СЕМЁНОВ

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УЛГУ

Да, действительно, рыба погибла, но рыба эта содержит в себе достаточное количество токсичных элементов, ведь Волга — она по категории загрязнения, по 5-балльной, имеет 5 баллов, то есть, максимальное загрязнение. Хотя сейчас стала гораздо чище, чем в советские годы, в советские годы и раки-то погибали, не было, а сейчас раков на Волге много, и она постепенно начинает очищаться.

 

Что не катастрофа для популяции — беда для природы в глобальном смысле. Человек построил колоссальный источник энергии и экологических проблем.

 

Вячеслав МИХЕЕВ

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ БИОЛОГИИ И ХИМИИ УЛГПУ, КАНДИДАТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Экономический эффект — он перевешивает любой экологический ущерб. Поэтому здесь мы… спустить водохранилище, если даже захотим, не сможем. Потому что и населённые пункты зависят, и промышленные предприятия от этого большого водоёма. Но можно запускать растительноядных рыб — толстолобика, белого амура, которые будут поедать водоросли.

 

Водохранилище свой ресурс практически выработало, считают экологи, и как только его не станет, природа сама наведёт порядок. Но это произойдёт не быстро. Однако пока искусственно созданный водоём есть — локальными усилиями решить его проблему шансов не много.

 

Вячеслав МИХЕЕВ

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ БИОЛОГИИ И ХИМИИ УЛГПУ, КАНДИДАТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Вообще учёные дают прогноз по жизни нашего водохранилища, ну примерно 30 лет ему осталось, и потом оно превратится в болото и будет непригодно ни для питьевого, ни для технического водоснабжения. Поэтому нужно что-то делать в очень глобальном масштабе, на уровне федерального какого-то там законодательства.

 

Чтобы из болота выбраться, регион вошёл в федеральные экологические программы — но рыба и ныне лежит на берегах. В массовом сознании за всё, что связано с природой, отвечает министерство природы — но, как нам пояснили в ведомстве, экосистема Волги вне его компетенции. А оздоровление главной водной артерии — удел министерства ЖКК, где от мёртвой рыбы тоже открестились: связь между очистными и мором водоплавающих напрямую не прослеживается. Вот и получается: экологических программ масса, денег вкладывается пропасть, планов море, а река — ничья.

Добавить комментарий

Прокомментировать