Дома старого фонда часто становятся головной болью для собственников жилья: если не технический износ, то человеческий фактор ударит по спокойствию жителей.
Как рассказывает Раиса Константиновна Акимова, её квартиру несколько раз затапливали соседи сверху, квартиранты. Сил у труженицы тыла на обновление промокших потолка и обоев уже не хватило, но помощь пришла практически в новый год.
Война — самое страшное слово. Водораздел жизни нескольких поколений. Раиса Константиновна Акимова до начала Великой Отечественной жила в Куйбышеве, там и услышала роковое выступление Молотова. На следующий день из магазинов исчезли продукты, отца восьмилетней Раи и её брата призвали уже на третий день.
Раиса АКИМОВА
ТРУЖЕНИК ТЫЛА, ВЕТЕРАН ТРУДА
Когда мы пришли провожать на вокзал, народу было очень, очень много! Дети, взрослые, пожилые. Раньше паровозы же были… И военный дяденька дал приказ: по вагонам. Начался плач такой, дети вцепились все в родителей, не пускают, это словами не передашь, это надо видеть…
А с уходом последнего вагона пришла тишина. Отец прислал несколько писем — в последнем просьба: береги детей. Семья перебралась в Тарханский район Татарстана, но лёгкой жизнь в тыловом колхозе назвать было нельзя. Холод, голод, тяжёлый труд. Помогали собирать картофель и колоски, золу для удобрения новых посевов. А из осаждённого Ленинграда в 42-м прибыли беженцы — дети, чьих родителей враг убивал прямо на глазах…
Раиса АКИМОВА
ТРУЖЕНИК ТЫЛА, ВЕТЕРАН ТРУДА
И они всё время плакали и кричали: я хочу к маме, я к маме хочу! И в истерику. Ну при глазах убить ребёнка. Фашисты. Столько много их, говорят, целое небо чёрное, прилетали, бомбили…
В семье родился третий ребёнок, а двое старших едва не падали от голода. Брата Раисы Константиновны еле-еле спасли от голодной смерти. Помогали все и всем, кто чем мог — тем и делился: стакан молока не дал мальчику умереть. В свою очередь и дети помогали по силам. Вязали бойцам «стрелковые» трёхпалые варежки, поддерживали боевой дух защитников Родины — посылали на фронт письма.
Раиса АКИМОВА
ТРУЖЕНИК ТЫЛА, ВЕТЕРАН ТРУДА
Лето, жара, 40 градусов. Всё высохло. Земля чёрная — никакого урожая не было. Мы ходили картошку копали и ели, это и кормило. А зерно, которое чуть-чуть вышло — колоски собирали. Уполномоченный был дяденька, помню, такой злой! «Смотрите, не кушайте!»
Пережили и голод, и холод, и палящий зной, и страх. После школы Раиса Константиновна училась и медицинскому делу, и педагогике. Всегда любила точные науки — а вуз, наш, ульяновский педагогический, с готовностью распахнул двери.
— Одна учительница говорит: я вам старенькое пальтишко дам, другая — я вам ботиночки старенькие дам, только учитесь! Я говорю: жить негде. Найдём, платить надо. А платить чем? Денег нет.
Сложно было всегда, но чужой беды не было: помогали все. И когда в дом Раисы и её супруга ворвалась беда и унесла одного за другим сыновей, люди поддержали, не дали погибнуть от горя. И Раиса Константиновна с готовностью отвечает тем же, но единственный раз сама попросила помочь 1 января 2022 года.
— Я тронута вниманием губернатора. Он спросил, пришёл поздравлять, я дар речи потеряла даже. Растерялась. Я за себя ничего не просила. Никогда. Первый случай.
Суровое тыловое детство закалило характер. Не жаловаться, не ругаться, не просить — всё делать своими силами. Раиса Константиновна отправилась выбирать обои — а донести до дома помогли рабочие, которые сделали в квартире ветерана ремонт.
— У нас солнечная сторона, когда солнце — так хорошо у нас, светло! Я радуюсь! Я тут работаю.
Работа не прекращается ни на минуту. Ветеранское движение своих не бросает, старшим помогает, молодых наставляет. Раиса Константиновна — инициатор создания нескольких школьных музеев, автор программы занятий по патриотическому воспитанию.
Добавить комментарий