Смотреть

В Ульяновске в Год культурного наследия народов России разрушаются исторические дома

Деревянная резьба, старинная кладка — приметы дворянской, купеческой и мещанской архитектуры, которой всё ещё по-настоящему богат Ульяновск. Памятники зодчества, живая история, дают потомкам возможность прикоснуться к минувшим векам, ощутить связь с прошлым.

Каждое здание той эпохи может украсить муниципалитет, стать местом притяжения туристов. Но, к сожалению, судьба многих исторических домов незавидна. О судьбе одного из таких памятников культуры регионального значения.


 

127 лет — возраст солидный. Застать три века, гражданскую, всё 20-е столетье и, на склоне времён и Венца, кануть в небытие — такова судьба ещё одного памятника культурного наследия Ульяновска.

 

Вячеслав НОВОЖИЛОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
Дом, как мираж, появляется среди зарослей волжского косогора словно из ниоткуда. Пассажиры маршруток и водители, проезжая мимо, строят догадки о том, кто в теремочке живёт.

 

Роман КУДЯШОВ
СОВЛАДЕЛЕЦ ДОМА
В основном они сказочные и чаще связаны с новым годом, зимний такой именно сказкой, например, Морозко, Снежная Королева, волшебник какой-то. Но в последнее время какие-то мрачные сказки у людей ассоциируются с этим домом, что здесь ведьма живёт или какой-то злой колдун.

 

Углядеть в затейливой резьбе и стрельчатых окнах волшебство очень просто. Возвёл его в конце 19-го века, правда, не чародей, а потомок дворянского рода, архитектор, преподаватель бывшего ремесленного и кадетского училищ — Савва Нилович Огонь-Догановский. По его проекту в городе также возведён другой памятник архитектуры — готический особняк Прушакевича на Льва Толстого.

 

Иван СИВОПЛЯС
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЯ ЗАПОВЕДНИКА «РОДИНА ЛЕНИНА»
Но самый интересный дом из тех, что он создал — это его собственный дом. Это, как всегда, когда архитектор строит свой дом — это знак качества, объект, к которому мы относимся с особым интересом.

 

Позже, в советские годы, в особняке поселились сразу несколько семей. Дом обрастал пристроями и постепенно ветшал. Сейчас его состояние — критическое. Однако, реанимация пациента — дело затратное, собственники такую ношу не тянут. Одна из семей, владеющих домом, проводит по нему экскурсии, Аркадий и Роман Ходяшевы собирают добровольные пожертвования и стараются привлечь к зданию общественное внимание.

 

Роман ХОДЯШЕВ
СОВЛАДЕЛЕЦ ДОМА
Люди некоторые пишут, вроде «почему вы не отдадите инвесторам каким-нибудь дом?». Можно подумать, у нас очередь за забором из инвесторов, на самом деле дом никому не нужен, ценности он мало какой представляет, он в аварийном состоянии, на нём вот эти культурные ограничения ну и жить в нём, в принципе, особо невозможно, поэтому спасаем своими руками, как можем, народной силой.

 

Вячеслав НОВОЖИЛОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
Сто лет назад Симбирский архитектор Савва Нилович Огонь-Догановский выходил на этот балкон с кружечкой чая, чтобы обозреть бескрайние волжские дали.

 

Сейчас же, выше по спуску Халтурина, кряжатся современные коттеджи. А старинный особняк, памятник культурной немощи потомков, уже не ветшает, а рушится.

 

Аркадий ХОДЯШЕВ
СОВЛАДЕЛЕЦ ДОМА
Тут изначально в этом доме, на этом объекте, уже разрушался фундамент. По весне вода в подвале по колено. Просто покрасить, просто прибить какую-то дощечку — этого мало, начинать нужно с ремонта фундамента.

 

2022 — год культурного наследия народов России. Как обращаются с живым воплощением этой памяти — видно на примере дома Огонь-Догановского. Недостаток средств, равнодушие или обыкновенная бесхозяйственность не оправдывают такого подхода, а лишь сильнее подчёркивают проблему.

 

Вячеслав НОВОЖИЛОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
Оценить её масштаб, реальное состояние культурного наследия в Ульяновске, можно здесь, рядом с домом литератора Коринфского.

И здесь то же самое. Памятник истории и культуры регионального значения. Начало 20-го века.


Эти здания умещаются всего на одной улице — Радищева. Архитектурное наследие веков создаёт уникальный облик города, культивирует туризм и учит патриотизму. Не с громких сцен, а на деле. А вот небрежность и безразличие к истории учат совсем другому.

 

Вячеслав Новожилов, Юрий Давыдов, Константин Никитин, Бахтияр Солтанов

Добавить комментарий

Прокомментировать