Смотреть

Воскресшие из огня и воды. История жителя блокадного Ленинграда

В хронике Великой Отечественной войны — зверства нацистских захватчиков: террор на оккупированных территориях, дым концлагерей и 250 граммов блокадного хлеба.

Юрию Львовичу Кунеевскому было всего два года, когда город на Неве окружили немецкие и финские войска, начались обстрелы и голод. О том, каково быть ребёнком военного времени, он рассказал нашему корреспонденту Вячеславу Новожилову.


В начале блокады население Ленинграда: почти два с половиной миллиона человек. В январе 44-го: не наберётся и одного миллиона. Свыше 600 тысяч жителей колыбели Революции погибли, полтора миллиона эвакуированы в тыл. Среди тех, кому повезло выжить — Юрий Львович Кунеевский.

Он родился в Ишеевке, но прямо перед войной его семья переехала в город на Неве. Они с матерью поселились в Доме офицеров Красной армии на проспекте Воровского, ныне — Лиговском.

Юрий КУНЕЕВСКИЙ
ЖИТЕЛЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Первый раз, когда предложили, она отказалась от отъезда. Скоро победим, ещё терпимо было, в сентябре.

Нестерпимо стало, когда с неба посыпались первые бомбы. Среди них были и зажигалки — снаряды с горючей смесью, которые специальные команды, дежурившие на крышах, сбрасывали на землю. Часто такие бригады формировали из самих жильцов — мать Юрия Львовича была в одной из них.

Юрий КУНЕЕВСКИЙ
ЖИТЕЛЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Пока сирена ревёт, она уже на месте, на работе. К краю подходила, не боялась, сбрасывала: ребята, ловите. Зажигалки чуть ли не в бочку бросала.

Однако, от бомбёжек погибло лишь три процента людей. Остальных свалил голод. Четыре оставшиеся в доме семьи сплотились, вместе выживать было проще. Раз в четыре дня одна из них отдавала свой паёк на покупку дров, оставшиеся делили с ними свой хлеб.

Шесть с лишним месяцев этой муки вынесла семья Кунеевских. После: долгожданная эвакуация… на которую они опаздывают. К счастью.

Юрий КУНЕЕВСКИЙ
ЖИТЕЛЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
А та машина, на которой мы должны были ехать: проверили, нас отметили, что есть. Да вон: лежат какая-то женщина с ребёнком, без памяти. И отметили, что мы есть. И когда машина ушла под лёд… приказ был водителям — с открытой дверкой ехать. Водитель один спасся, а все остальные погибли.

По бумагам: погибшие, Кунеевские успевают на второй эвакуационный эшелон. Но и эта дорога, всё-таки приведшая их в тыл, далась с трудом.

Юрий КУНЕЕВСКИЙ
ЖИТЕЛЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Двое суток в лесу прятались, когда выехали, подъезжали к Ярославлю, эшелон попал под бомбёжку. Дали общую команду в лес, кто-то из последних сил убежал. А потом вместе с некоторыми, другими, заблудились, через двое суток только нашли.

После этого мать Юрия Львовича долго не приходила в сознание. Из-за этого пропустили Ульяновск, сойдя с поезда лишь в Казахстане. Однако позже всё-таки добрались до места и остановились у родственников мужа.

Юрий КУНЕЕВСКИЙ
ЖИТЕЛЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Постучались, ну, она: с чем тут всякие ходите, у нас у самих особенно есть нечего. Мать: тёть Вер, это ж я. Та в обморок от этого, та в обмрок от испуга.

Пережившие блокаду, «воскресшие» после похоронки Кунеевские вскоре восстановят нормальный вес и больше никогда не будут испытывать муки голода. Юрия Львовича впереди ждёт интереснейшая жизнь: в разгар Карибского Кризиса он попадёт на Кубу, познакомится с Фиделем Кастро и Че Геварой. Увидит полсвета, став для нас, потомков, настоящим символом той эпохи. Символом воли и стойкости, живым голосом истории, который звучит и в наши дни.

Добавить комментарий

Прокомментировать