Смотреть

Небо цвета мира. История 102-летнего ветерана Игоря Федьчука: жить дольше — быть выше

Жить дольше — быть выше! Некогда одессит, а ныне наш земляк Игорь Федьчук исповедует этот принцип и весьма удачно. Его возраст уже преодолел вековой рубеж, но никаких дальнейших планок бывший военный техник и ветеран Великой Отечественной войны не ставит.

Сложную траекторию судьбы вычерчивает легко, галантно и с улыбкой.


— Алиса, песня «Останься» Анны Герман.
— Включаю Анну Герман, песня «Останься».

 

[песня]
Своей судьбы я никому не уступлю
И ты поймёшь, как я люблю!

 

Небо услышало и ответило взаимностью. Игорь Федьчук, рождённый в 1921-м году! с лёгкостью поступил в Вольское военное авиационное училище, чтобы в напряжённом 40-м его закончить в качестве военного техника второго ранга, званий тогда не присваивали. Годом позже грянул гром:

 

Игорь ФЕДЬЧУК
ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Это был выходной день. Комиссар пришёл и устроил беседу. Разговоры были о чём: о немцах в Германии, о фашистах, о возможной войне. Такие, предгрозовые разговоры. И только потом мы по радио услыхали выступление Молотова о том, что началась война. Это было где-то в час дня. В час или в половину первого.

 

Игорь Федьчук служил тогда в 83-м авиаполку, базирующемся в 30-ти километрах от Тбилиси. Но боевые задачи требовали постоянных перелётов, причём на огненные рубежи: Сталинград, Москва, чуть позже — блокадный Ленинград и Ленинградская область. Чем занимались? «Подвешивали» бомбы, заряжали пушки и подсчитывали потери — технические и людские. Но как бы ни было критично, страху — нет:

 

Игорь ФЕДЬЧУК
ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Это ж в коллективе военном, мы все дышим одним воздухом, мы все владеем одними сведениями. К нам же сводки не приходили, как наши отступали. Только то, что по радио. Конечно, никакой паники не было.

 

А было множество поражений, но еще больше — побед. Успешным для Игоря Фомича оказалось участие в Орловско-Курской операции, именно тогда возникло и закрепилось убеждение: сможем! Победим! После снятия блокады Ленинграда, уже в составе Нарвского авиаполка, перебазировались на север, к Мурманску. А далее — стремительно менялись локации и пополнялась наградная коллекция. Ко Дню Победы — четыре ордена и 35-ть медалей!

 

Татьяна ДАМАДАНОВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
Игорь Фомич, а как узнали, что у победа? Вообще, какие эмоции были, какие чувства? Как это сообща у вас переживалось?

 

Игорь ФЕДЬЧУК
ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Мы жили в частных домах поляков, поляков таких зажиточных, двухэтажные дома. Все выскочили на улицу и каждый стрелял из того, что у него было. Все в воздух выстреливали все запасы.

 

— Сегодня по-настоящему яркая весенняя солнечная погода, цветущий апрель. Но ведь на Парад Победы в 45-м погода была иная. Да, Игорь Фомич?
-Да, парад был не в апреле, а в июне или в июле.

 

Игорь ФЕДЬЧУК
ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Его даже немножко перекладывали этот парад, откладывали. И всё равно потом решили проводить без авиации.

 

Игорю Федьчуку достался и «кусок» Японской войны, да и мирное время оказалось насыщенным. Чего стоят шесть экстремальных лет, нацеленных на освоение Арктики:

 

— А там выйдешь и начинает мёрзнуть душа! Холод вот здесь вот. Как будто вам ледяшку вот сюда вот вставили, вот тут в душе холод! Были случаи до — 62! Но это такие — эпизодические, кратковременные. А вообще там морозы постоянные -40-50, вот так вот.

 

На пенсию ушел в гордом звании полковника, чтобы через 15-ть дней после увольнения стать…студентом Одесского политехнического. По окончании, остался при кафедре технологии металлов, и, наверняка всю эту историю мы бы не узнали, но вмешался господин случай: на отдыхе наш герой встретил Любовь из Ульяновска и услышал то, во имя чего кардинально поменял жизнь:

 

— Поставьте снова песню «Останься».

[песня]
Останься, во имя будущего счастья я прошу!
Останься, я это слово вновь произношу.

 

— Сильна песня!

 

Татьяна Дамаданова, Алексей Юферев

Добавить комментарий

Прокомментировать