«Минздрав предупреждает – съёмка запрещена». 19 сентября на одном из ульяновских интернет-порталов появилась информация, что в городских больницах и поликлиниках висят предупреждения: пациентам запрещено записывать аудио и видео, делать фотографии с участием медперсонала.
Тема поднималась ещё в прошлом году, однако осталась без внимания. Мы решили разобраться: действительны ли такие нововведения и нет ли в этой инициативе нарушения законодательства? Можно снимать или всё-таки нельзя, а если с врачом произошёл конфликт и запись будет единственным доказательством?
«Информация о медработнике при оказании им помощи пациенту, полученная с помощью фото/аудио/видео, включая изображение и голос, является данными ограниченного доступа. Использовать их без согласия последнего невозможно, за исключением некоторых случаев, установленных законом России».
Такого рода объявления якобы появились в медицинских учреждениях города. В каких именно – не уточняется. Однако и без этого в больницах и поликлиниках действительно часто можно заметить аналогичные предупреждения. Где-то ссылаются на Уголовный кодекс, где-то на федеральные законы. Суть одна – снимать нельзя, только с разрешения.
Елена ШАКУРОВА
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Если это было расположено в государственном учреждении здравоохранения, соответственно, врачи сами по себе физические лица, да и в процессе работы. Я считаю, имели право воспользоваться своим правом не дать согласие на использование персональных данных.Григорий КАЛЕНОВ
АДВОКАТ
Тот текст, который написан, с точки зрения закона написан некорректно. Почему? Он не содержит какого-то посыла, который бы чётко был выражен: где нельзя снимать, почему нельзя снимать, что нельзя снимать.
А вот частные клиники, если и захотят установить запрет, то, скорее всего, такая информация будет указана сразу в договоре на оказание услуг, который нам выдаётся на руки. Но вне зависимости от того, какая это больница, с правилами запрета, возможно, согласиться пациенту будет вовсе не трудно. Однако это одна сторона вопроса. Совсем другая – если снимают видео, чтобы показать врачебный произвол, бездействие медиков или плачевное состояние больниц.
Вот такая палата в отделении. Вы приезжаете в поликлинику Боткина, и вот такие вот матрасы. Вот, дорогие, попадёте в Боткина – приблизительно ляжете в такую вот палату.
Подобных видео в Интернете сотни. Из недавних заснятых в Омске: якобы нетрезвая медсестра и возмущенные пациенты. Дело происходит в местном травмпункте, правда до сих пор неясно, что же в действительности происходило с работником.
Другие видео попадают в сеть с камер видеонаблюдения. Город Смоленск, съемка прошлого года: человек выходит из кабинета и падает, проходящие врачи не обращают на мужчину внимания. Спустя полчаса он умирает в коридоре больницы. Этой историей уже после занялся Следственный комитет.
Елена ШАКУРОВА
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
С точки зрения, скажем так, использования потом произведенной видеозаписи в качестве доказательства – к этой видеозаписи будут большие вопросы. Потому что доказательствами в процессуальном смысле является только то, что получено процессуальным путём.
Кадры, снятые на мобильный, будут расцениваться как «иные доказательства», то есть никакого преимущества перед остальными данными, по словам Елены Шакуровой, у них не будет.
Но встречаются с произволом не только пациенты. Май шестнадцатого года, Ульяновск: на фельдшера скорой помощи совершено нападение. Февраль восемнадцатого, Липецкая область: группа пьяных подростков избила женщину-врача в отделении реанимации, которая оказывала помощь их другу. И снова февраль, но уже семнадцатый год, Тульская область: пациент в состоянии алкогольного опьянения избил фельдшера скорой.
Тогда же в Государственную думу вносится законопроект «Об ужесточении наказания за нападение на медиков».
Виктор КОРНЕВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПАЛАТЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Он еще не принят, он ещё в стадии обсуждения и принятия. Но я думаю, что примут. И мы медицинская палата Ульяновской области были одними из инициаторов принятия этого закона.
Национальная Медицинская палата приняла проект к разработке, после копии отправили по всем субъектам России, и, конечно, они получили полное одобрение со стороны всего медицинского профессионального сообщества.
Анжела Забашта, Геннадий Бухтояров. Репортёр 73
Добавить комментарий