Что общего между художником Аркадием Пластовым и японским самураем? Традиционной русской рубахой и кимоно? Это вехи одного времени — эпохи Мейдзи. 1868 — 1912 годы. Да, и рубахи и кимоно носили и раньше, но именно этот период запечатлён на выставке традиционной японской фотографии в музее Аркадия Пластова.
Тема близка для музея, совпадают мотивы многих снимков: например на картинах «певца советского крестьянства» изображен быт… крестьян. На фотографиях выставки — быт их японских коллег.
Более ста лет туристы со всего света привозят из Японии снимки гейш, цветущей сакуры, сцены из боевых искусств и иллюстрации быта простого японца. Некоторые фотографии, сделанные и раскрашенные в эпоху Мейдзи, переросли разряд массово искусства и сделались каноническими. Мультимедиа арт-музей «Москва» 20 лет собирал коллекцию. Добрался до Ульяновска. Выставка «Старинная японская фотография» — обосновалась в музее Аркадия Пластова.
Ирина ОБУХОВА
ЗАВАДУЮЩАЯ МУЗЕЕМ АРКАДИЯ ПЛАСТОВА
Она представляет только часть очень крупной коллекции мультимедиа арт музея, более 70 работ здесь представлена. Они достаточно необычные. Потому, что фотография это не просто черно-белая, вот как мы сразу чувствуем, что это старинная работа, она ретушированная.
Раскрашенное фото — явление особенное. Совместившее черты двух миров. Европейской фотографии и японские традиционные виды искусства. Цвета наложены не везде, как делают на Западе, а лишь частично, для расстановки визуальных акцентов. Тут представлены работы признанных европейских мастеров — Феликса Беато, Адольфо Фарсари, их японских учеников — Кусакабэ Кимбэй и Тамамура Кодзабуро. Есть и другие авторы.
«Удивительно» — всплывает тут же в голове. С нашей точки зрения, восточные фото кажутся загадочными. Проскальзывают неподвластное художнику дыхание жизни. Непосредственное проявление эмоций в том числе у второстепенных персонажей, смазанные фигуры на улицах.
Ирина ОБУХОВА
ЗАВАДУЮЩАЯ МУЗЕЕМ АРКАДИЯ ПЛАСТОВА
Мы редко делаем фотографии, где люди едят. С открытыми ртами, они вкушают эту знаменитую лапшу. А здесь, эта фотография наоборот, она характеризует их, рассказывает о национальной пище и ты её воспринимаешь ей немножко иначе.
Приглядеться, прочувствовать, происходит осознание, что так сделано нарочно. Без прикрас проиллюстрирован обыкновенный быт тех времён. Практически на всех снимках в кадре актеры и статисты. Вот мужчины в диковинных круглых шляпах будто снятые исподтишка. Или вот — люди играющие в жмурки и как бы застывшие в неестественных позах. Но сам снимок как и другие отражает самые колоритнее особенности японской культуры. Женские наряды и цветение сакуры. Много изображений горы Фудзи.
Выставка проработает в Ульяновске до 24 апреля этого года, а дальше отправится дарить посетителям эстетические переживания в Чебоксары.
Добавить комментарий