Смотреть

Ужасы жизни в блокадном Ленинграде: суп из отцовской шапки и вереницы измученных людей

18 января 1943 года в ходе операции «Искра» войска Красной армии прорвали блокаду Ленинграда, разорвав петлю, которую враг затягивал на шее жителей города. В исстрадавшийся город в кратчайшие сроки проложили железнодорожную ветку, по которой в «северную Пальмиру» стало поступать продовольствие.

При этом начиная с 41-го года мирных жителей, в первую очередь детей, эвакуировали в глубокий тыл. Многие попали и в Ульяновскую область. Героиня нашего сегодняшнего сюжета, впрочем, попала в областную столицу позже, однако страшное слово «Блокада» и продовольственную норму хлеба в 125 грамм помнит.


 

Больше 40 лет Тамара Павловна Зеленова проработала в сельскохозяйственном университете. Коллеги до сих пор вспоминают её, как бойкую и весёлую женщину. В 84 года, несмотря на проблемы со здоровьем, она по-прежнему улыбается, её взгляд ясен и светел. Но всё меняется, когда она вспоминает ранее детство, проведённое в блокадном Ленинграде и эвакуации.

 

Тамара ЗЕЛЕНОВА
ДИТЯ ВОЙНЫ
Я родилась в городе Ленинграде в хорошей семье, папа мама. Папа экономистом работал на фабрике Рот Фронт, мама — учительница начальных классов. И брат.

 

Со старого снимка смотрит её отец. Он предчувствовал скорое начало войны и убеждал супругу остаться в деревне, у родственников, но она приняла решение вернутся в город на Неве.

 

Тамара ЗЕЛЕНОВА
ДИТЯ ВОЙНЫ
Он сказал: Нина, ты оставайся, видишь, идёт война. И, возможно, дойдёт до нас, потому что город то у нас Ленина, а Ленина они вообще хотят снять с лица земли. Мама говорит: нет, я поеду с тобой.

 

Ужасы жизни в блокадном городе Тамара Павловна вспоминает с дрожью в голосе. Порой в пищу употребляли кожаные ремни и подошвы сапог, помнит она и суп на меху с отцовской шапки.

 

Тамара ЗЕЛЕНОВА
ДИТЯ ВОЙНЫ
Крысу поймали и делили эти ребята. И решили отдать одному мальчишке. Сначала говорили: кто поймал или кто нашёл, а парень один, мальчишка, погибал от голода и всё это ему отдали. Сейчас страшно это представить.

 

Ленинград бомбили. Фашисты не жалели снарядов, ровняя целые кварталы с землёй. Мимо пепелищ, мимо умерших, чьи тела не могли убрать с улиц, тянулись вереницы живых, стоявших в очереди за 125 граммами хлеба, которых должно было хватить на весь день.

 

Тамара ЗЕЛЕНОВА
ДИТЯ ВОЙНЫ
Три раза его делят, когда я должна его съесть и ждать. И воспитывать себя. Бабушка говорила: ты будешь воспитывать себя сильной, папа тоже будет сильным. И тогда мы этого Фиру, Гитлера, мы его так называли, перебьём.

 

268 дней этого кошмара перенесла Тамара Павловна, её мать и старший брат. Затем отец настоял на их отъезде и смог добиться эвакуации своей семьи. В 1942-м году они попали в Омск, а в 44-м на него пришла похоронка. Вскоре после этого маленькую Тому и её брата ждала ещё одна трагедия. От туберкулёза (от него страдали многие блокадники), умирает её мать.

 

Тамара ЗЕЛЕНОВА
ДИТЯ ВОЙНЫ
И думаю, почему мама на меня не посмотрела, почему не поцеловала. Мне так обидно до сих пор. Но теперь я уже понимаю, почему: она не хотела, чтобы я заразилась туберкулёзом.

 

А потом было счастье. Долгожданное и выстраданное. Любимый и любящий муж, с которым она познакомилась в институте, большая, дружная семья и Ульяновск, откуда был родом её супруг. Спустя страдания, голод и боль, которая сломила бы многих, но не её, она улыбается. Нашу съёмочную группу она провожает словами: Человек рождён для счастья. И только от нас зависит, удастся ли нам его обрести.

 

Вячеслав Новожилов, Алексей Юферев

Добавить комментарий

Прокомментировать