90-е годы — переломный момент в истории страны, а вместе с ней — и Ульяновской области. Время перемен и смены формации, разгула преступности и появления ярких личностей, которые вместе с пёстрыми полотнищами разношёрстных флагов сменяли друг друга в громкой вакханалии жизни новой России.
В преддверии 80-летия Ульяновской области вспоминаем «лихолетье»: об ульяновском «островке коммунизма», подростковой преступности и неординарных людях.
Одной из знаковых личностей в жизни области стал Юрий Фролович Горячев. В политику пришёл «из ниоткуда». Послевоенное, сиротское, полуголодное детство в Куйбышевской области закалило характер, развило сострадание к обездоленным и привычку к упорному труду.
Комсомольская организация заменила студенту Ульяновского сельскохозяйственного института семью и стала началом пути первого губернатора постсоветской эпохи, который, даже в условиях новой, «рыночной» России, до последнего хранил верность прежним идеалам.
Олег ГОРЯЧЕВ
ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА НАСЛЕДИЯ ЮРИЯ ГОРЯЧЕВА «ГОРЯЧЕВ-ФОНД»
Он считал, что всё вернётся. Он считал (это железно было), что вся эта вакханалия, которая началась, что это временно. Что строй, который у нас задумал и построил Ленин, что он правильный (это было его глубокое убеждение, он был глубокий ленинец).
Убеждён и словом, и делом: ульяновцам он запомнился прежде всего «антишоковой» направленностью своей политики, часто идущей в разрез с повесткой новой реальности. По воспоминаниям многих современников Ульяновская область в то время — «заповедник коммунизма» — островок спокойствия в самом центре бушующего моря перемен гайдаровской России.
Олег ГОРЯЧЕВ
ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА НАСЛЕДИЯ ЮРИЯ ГОРЯЧЕВА «ГОРЯЧЕВ-ФОНД»
Защита населения и защита той собственности, которую весь народ создал. И он считал, что эта собственность должна работать именно на всё население. Почему не отдавались сахарные заводы… То, что он мог удержать. «Вот автозавод у нас приватизировали» — ну это федеральная собственность была, тут он ничего не мог сделать.
На социальную составляющую уходило две трети скудного областного бюджета. Строились многочисленные школы, больницы, дороги. В сложившейся реальности такая «расточительная» поддержка простого населения не могла стать основой жизнеспособной политики региона в лихолетье, запомнившееся людям ещё одним явлением.
— Группировка? Это такое слово, которое… У нас этого слова нет вообще. Ну вот у нас. У тебя есть такое слово — «группировка»? Как понять «группировка» слово, ну скажите?
Группировки не появились «из ниоткуда» — молодёжная преступность существовала всегда, но в 90-е годы явление обрело по-настоящему массовый характер и свои особые отличительные черты.
Олег САМАРЦЕВ
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, АВТОР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «СТАЯ»
Это была страшная социальная проблема. Понимаете? Вовлечение в группировки шло не на единицы, а на тысячи. Из десяти ребят трое наверняка были в группировке. Группировка давала какую-то надежду.
Объединению в группы способствовала всеобщая бедность и разруха в стране. Группировки давали молодым людям надежду на лучшее будущее и безопасное настоящее. Руководили ими люди, имеющие непосредственное отношение к криминальному миру, часто — прямо из мест лишения свободы.
Правоохранительные органы оказались не готовы к такому массовому проявлению насилия и жестокости в молодёжной среде — приходилось учиться на ходу.
Александр КРАСНОВ
НАЧАЛЬНИК УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКА (С 1989 ПО 1992)
Активные проявления именно организованных молодёжных группировок — это картинка 90-х годов. Начала 90-х. Особое внимание было к нам, оперативным сотрудникам. Мы должны были выявлять лидеров, выявлять активных участников, выявлять, откуда они вооружаются. А вооружались они холодным оружием.
В межрайонных драках «стенка на стенку» в ход шло всё, что оказывалось под рукой: кирпичи, цепи, ножи, палки и обрезки арматуры. Медики били в набат — травматологии часто оказывались переполнены жертвами стычек. Для некоторых «игры в бандитов» заканчивались не больничной койкой, а сырой землёй.
Олег САМАРЦЕВ
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, АВТОР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «СТАЯ»
Герои фильма, было там несколько человек — все погибли. Все погибли плохой смертью: кто-то от наркотиков, кого-то убили, все они на кладбище.
Антон КУЗЬМИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
90-е закончились также внезапно, как начались: канули в лету бандитские разборки, челноки, приватизация, вырос и уровень жизни населения. Но шрамы, оставленные лихим десятилетием на теле современной России болят и по сей день.
Антон Кузьмин, Максим Архипов, Юрий Давыдов
Добавить комментарий